​“Дети, с раннего возраста смотревшие телевизор, могут стать объектом школьной травли”

​“Дети, с раннего возраста смотревшие телевизор, могут стать объектом школьной травли” - слайд

Французский психолог Серж Тиссерон объясняет, как телевизор и гаджеты влияют на детей.

Серж Тиссерон - популярный французский психоаналитик и детский психиатр. Основные темы его работ - влияние технологий и медиа-образов на ребенка. Он также пишет сценарии, рисует комиксы и пишет детские книги. В 2008 году он запустил успешную кампанию “3/6/9/12”, основными правилами которой было не сажать детей перед телевизором до 3 лет, не показывать им компьютерных игр до 6 лет, не позволять самостоятельно пользоваться интернетом до 9 лет, и никаких соцсетей до 12 лет. В своей новой колонке для Huffingtonpost Серж Тиссерон описывает проблемы, которые могут появиться у подростков, если они с детства проводили много времени перед экраном.

"Современные дети массово смотрят телевизор, однако родители недооценивают его отрицательное влияние. Как правило, все самое плохое проявится позже, в подростковом возрасте, и может вылиться в серьезные проблемы.

В 1997 году психиатр Линда Пагани начала исследовать влияние телевизора на детей. В 2010 году она уже точно могла сказать: среди детей, которые начали смотреть телевизор до 2 лет и смотрели его не менее 2 часов в день, к 10 годам риск ожирения, снижения интереса к общению и учебе увеличивался в разы. Такие дети становились более беспокойными, менее социально адаптированными, они не умели общаться и выстраивать отношения. Кроме того, именно у этих детей был больший шанс стать объектом для школьной травли.

Затем Пагани продолжала следить за экрано-зависимыми детьми и обнаружила, что к 13 годам у них была повышенная склонность к виктимизации, социальной изоляции, они были более агрессивны и склонны к антиобщественному поведению. При этом, это были дети из разных социальных слоев - все, что их объединяло, это привычка смотреть телевизор с пеленок.

Как это объяснить? Тут все несложно. Первые несколько лет жизни ребенка в мозгу развиваются области, участвующие, помимо прочего, в формировании и регуляции эмоционального интеллекта. Таким образом, чем больше времени дети проводят у экрана, тем меньше у них остается времени на творческие игры, исследование окружающего мира и прочие необходимые для гармоничного развития эмоции и впечатления. Тем временем, именно такие необходимые вещи как умение работать в команде, уважать партнера, договариваться, испытывать эмпатию формируются как раз в раннем детском возрасте.

Дошкольникам крайне важно много гулять, играть, общаться со сверстниками. Потому что именно те дети, что вместо всего этого часами зависали перед экраном, имеют все шансы стать несчастными и асоциальными людьми, не умеющими выстроить отношения в коллективе.

Я очень надеюсь, что меня услышат. Наша кампания под названием ”3/6/9/12 растем без экранной зависимости” стартовала в 2008 году. С тех пор многие педиатры начали прислушиваться к ее тезисам, однако телевизор и интернет все еще массово владеют сознанием. Для врачей будет правильным интересоваться не только физическим здоровьем ребенка, но и спрашивать, сколько часов в день он проводит перед телевизором и объяснять родителям, как важно вовлекать ребенка в игру и проводить с ним время, не отдавая его на откуп экрану".

Вот как устроена программа Сержа Тиссерона «3/6/9/12»

Не смотреть телевизор до 3 лет

Не играть в компьютерные игры до 6 лет

Интернет не раньше 9 лет

Социальные сети не раньше 12 лет

В любом возрасте следует ограничивать время, проводимое перед экранами, контролировать выбор программ, обсуждать с ребенком увиденное, поощрять творчество

Памятка для родителей:

До 3 лет: играть, разговаривать, исключить гаджеты

С 3 до 6 лет: ограничивать время просмотра программ, только совместный просмотр, обсуждать увиденное всей семьей

С 6 до 9 лет: использовать гаджеты для творчества, объяснять ребенку плюсы и минусы интернета

С 9 до 12 лет: научить ребенка правилам безопасности в сети

После 12 лет: будьте готовы прийти на помощь, ребенок все еще нуждается в вас

Основные этапы развития ребенка:

До трех лет:

Ребенок строит свои отношения с миром через исследование предметов, которые его окружают. Исследование происходит посредством пяти чувств. Отношения со временем строятся на основе историй и сказок, которые рассказывают ему взрослые и книжек, которые он листает. Избегайте телевизора и видео, они производят негативный эффект на развитие ребенка. Планшеты с тачскрином не должны быть основным развлечением – их можно использовать в дополнение к обычным игрушкам. При этом в игре обязательно участие взрослого – единственной целью использования планшета должна быть совместная игра. Используйте подходящие по возрасту программы.

От 3 до 6 лет:

В детской не должно быть компьютера и телевизора. При выборе компьютерных игр предпочитайте те игры, где задействовано несколько игроков, а не один. Так компьютер и игровая приставка смогут время от времени выполнять роль семейной игры, во время которой вы все вместе узнаете что-то новое. Не давайте ребенку играть в компьютерные игры одному – в этом возрасте самостоятельная игра быстро становится стереотипной и провоцирует зависимость.

6-9 лет:

В детской все еще не должно быть компьютера и телевизора. Установите четкие правила по пользованию телевизором и гаджетами и соблюдайте возрастные ограничения, указанные на программах. Начиная с 8 лет объясняйте ребенку необходимость соблюдения авторских прав и права на личную жизнь.

9-12:

Продолжайте придерживаться четких правил пользования гаджетами. Определите вместе с ребенком возраст, в котором он может иметь свой мобильный телефон. Объясняйте основные правила интернета: 1. Все, что там размещается, может оказаться в публичном доступе. 2. Все, что попало в интернет, останется там навсегда. 3. К информации, найденной в интернете, надо относиться критически – что-то может быть правдой, а что-то нет.

После 12:

Ребенок самостоятельно серфит в интернете, но все еще должен соблюдать временные ограничения. Постарайтесь, чтобы у ребенка не было безлимитного круглосуточного доступа в интернет, особенно в ночное время. Обсуждайте с ребенком вопросы интернет-пиратства, плагиата, порнографии и сексуальных домогательств в виртуальном пространстве. Не становитесь его френдом на фейсбуке.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Материалы по теме
Интересное
Психология
Какие же вещи взрослые считают своим неотъемлемым правом, но не разрешают детям?
Эта подборка книг издательства Самокат – о них, о героях без доспехов.
->