О равных правах и свободе выбора
Привет!
Так уж вышло, что моя новая рассылка, как и несколько предыдущих, тоже будет посвящена женской повестке — что поделать, женщины продолжают взрывать информационное пространство. Вроде бы это хорошо? Но если присмотреться поближе, окажется, что все, как говорится, не так однозначно.
Не успели мы прийти в себя после потока хейта, направленного в адрес Меган Маркл, которая посмела сбежать из дворца, как нам подвезли новую порцию поводов для бурного обсуждения.
Я говорю о появившейся новости о том, что уполномоченная по правам человека в Москве Татьяна Потяева высказалась за введение четырехдневной рабочей недели для женщин. Знаете, чем она объяснила эту идею? Тем, что у женщин «все-таки нагрузка». Под нагрузкой она имела в виду «работу и все заботы, которые есть».
Я уже слышу это негодование: да мало ли, что там сказала какая-то тетя, тем более, что на законодательном уровне ее слова (пока еще) никто не рассматривал!
Конечно, можно опять обвинить женщин в том, что они снова ущемились тем, что еще не произошло, а можно немного поразмышлять над словами омбудсвумен — так сказать, порефлексировать.
Что же такого сказала Потяева, почему вообще нам стоит обращать внимание на ее слова?
Да потому что она поддерживает сложившийся дискриминационный дискурс в отношении женщин и прямо указывает на то, в каком положении женщины находятся в нашей стране. И поскольку находятся они не в самом хорошем положении, что же тогда плохого в том, чтобы дать им немного отдохнуть от работы?
Да то, что это фактически официально закрепит за ними так называемую вторую смену или невидимый труд, да-да, те самые «заботы», о которых говорит чиновница.
И что же плохого в том, чтобы женщина могла более качественно делать работу по дому и заниматься детьми, имея на это целый «свободный» день в неделю?
То, что ее труд станет еще менее заметен, еще менее ценен, еще менее оплачиваем.
Давайте посмотрим правде в глаза: работающая женщина загружена сверх меры, потому что помимо того, что она вынуждена конкурировать с мужчинами и бездетными коллегами, постоянно трясясь за то, не уволят ли ее часом, если она лишний раз возьмет отгул или больничный, ей еще приходится быть семейным менеджером, а также соответствовать куче требований, предъявляемых ей обществом.
Будь успешна, красива, ухожена, стройна, будь хорошей матерью и классной любовницей, вечно бодрой и лучезарной, но сильно все же не высовывайся, а то ведь от хорошей женщины до проклятой карьеристки и стервы — один шаг.
Прямо как в той речи, которую читает Синтия Никсон: «Будь леди, говорили они. Твоя юбка слишком короткая. Твоя юбка слишком длинная. Не обнажай тело, прикройся. Оставь что-нибудь воображению. Не будь соблазнительной — мужчины не умеют себя контролировать. У мужчин есть потребности — выгляди сексуально…» и так далее.
Все это — реальность, в которой живут миллионы женщин, часто, увы, даже этого не замечая.
Но ничего, всегда найдется Татьяна Потяева, которая напомнит им, где все-таки их место.
Вы знаете, как все будет на самом деле, если мы на секунду представим, что принят закон, позволяющий женщинам не работать один день в неделю. Женщина, особенно женщина с ребенком, и без того ставшая жертвой штрафа за материнство, станет еще менее привлекательным сотрудником в глазах работодателя. Это как с декретом — все знают, что от начальника не убудет, но в реальности женщина сталкивается с риском быть уволенной, если забеременеет, и не получить работу, если планирует забеременеть.
Данные, которая приводит главная экономистка Всемирного банка Кармен Рейнхарт, гласят: в 38 странах мира беременность все еще является причиной увольнения женщин с работы. Да, на бумажке, ой, то есть по закону, это невозможно даже в такой патриархальной стране, как Россия, но это происходит каждый день — наши читательницы не дадут соврать.
Если вы, как и я, живете в реальном мире, вы знаете, что четырехдневная рабочая неделя, которая так здорово звучит в устах Потяевой, приведет к еще большему неравенству между работающими мужчинами и женщинами. К слову, все та же Рейнхарт говорит, что в ста странах мира законодательно не закреплено право женщины получать ту же зарплату, что и мужчина, за равный вклад в то или иное предприятие. То есть, даже на бумажке это не зафиксировано, что, собственно, и приводит к штрафам за материнство, бонусам за отцовство и отказам в повышении зарплаты женщинам: «Зачем это тебе, если у тебя есть муж».
Думаю, вы понимаете, что все это не я придумала — таково положение дел. Сейчас, когда разница в зарплатах женщины и мужчины в нашей стране составляет около 30 процентов, нам советуют взвалить на себя побольше забот, ведь мы же для этого созданы, правда? (Нет).
Старшая научная сотрудница Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Наталья Емелина утверждает, что при введении четырехдневки эта разница будет составлять уже 40 процентов.
«Таких практик в мире нет, поскольку это закрепляет социальную роль женщины в домашнем хозяйстве, что неприемлемо в западных странах. Кроме того, это чистая дискриминация мужчин, что тоже не может быть поддержано развитыми странами», — говорит она, и с ней нельзя не согласиться.
Но у нас, как известно, «свой путь», и я уверена, что отстаивать право упахиваться на кухне, составлять расписание на всех членов семьи, следить за чистотой и порядком, будут очень многие.
Причем поддерживать инициативу будут не только женщины, но и мужчины, ведь так они смогут держаться от равноправного родительства и разделения труда в семье еще дальше — и еще дольше эксплуатировать вредительский стереотип о том, что им «по природе» не положено мыть полы, гулять с детьми и помнить, когда у их мам день рождения.
И именно поэтому я считаю важным говорить обратное и указывать на то, что женщины имеют право не только на хорошо оплачиваемый труд, но и на выбор. И на свободу этого выбора тоже. Никто не имеет права решать за женщину, когда и сколько ей работать. Но вот указывать на несправедливость по отношению к ней все-таки стоит. И я буду продолжать. Потому что после 8 марта неизбежно наступает девятое.
Главред CJ
Лена Аверьянова
.
.