Ученые считают, что этот метод не вредит детской психике
В статье о том, как выжить с ребенком в домашнем заточении, и какие меры можно предпринять, чтобы меньше ругаться, мы упомянули метод тайм-аута. Как оказалось, он знаком далеко не всем, а потому мы решили подробнее рассказать вам об этом способе дисциплинировать детей, одобренном педиатрами и психологами.
По сути, тайм-аут — это хорошо знакомый нам метод «отправить в угол», только немного облагороженный с точки зрения безопасности для детской психики. В 2019 году психологи Университета Сиднея проанализировали более 80 исследований эффективности метода тайм-аутов и пришли к выводу, что он действительно работает и не вредит детской психике.
Правда только до тех пор, пока за тайм-аутами (временным отчуждением) следуют тайм-ины (временное включение), когда родители могут безраздельно уделить внимание детям, выслушать их проблемы, обсудить произошедшее и найти альтернативные способы решения проблемы.
Психологи и педиатры советуют использовать метод тайм-аута с детьми старше двух лет. В более раннем возрасте еще эффективно работает переключение внимания и отвлечение.
Тайм-аут стоит объявлять тогда, когда ребенок ведет себя плохо (дерется, толкается, намеренно ломает и пачкает предметы, подвергает себя и окружающих опасности), и когда просьбы и уговоры не работают. Когда ребенок захвачен эмоциями, с ним сложно договориться или приводить разумные доводы, а потому метод тайм-аута — временного исключения ребенка из ситуации — может помочь ему остановиться и успокоиться.
Самое первое, что стоит сделать для того, чтобы пресечь нежелательное поведение вашего ребенка — это успокоиться (да, понимаем, иногда это совсем не просто).
Согласно рекомендациям Американской Академии Педиатрии, перед тем, как отправить разбуянившегося ребенка в тайм-аут, необходимо спокойно сделать ему устное предупреждение «Если ты сейчас не перестанешь, мне придется устроить тебе тайм-аут». Обязательно озвучьте, что именно в действиях ребенка вас не устраивает (например: «Не бей брата» или «Прекрати кидаться едой»).
Если предупреждение на сработало (первое время оно и не будет работать, потому что ребенок должен привыкнуть к новым правилам), это значит, пришло время для таймаута. Отправьте ребенка в тихое место — например, в соседнюю комнату или в угол. Считается, что максимальная продолжительность таймаута не должна превышать количества минут по количеству лет ребенка (трехлетку не стоит ставить в угол дольше, чем на три минуты, шестилетку — дольше, чем на шесть).
Эксперт по воспитанию Джулия Фридман-Смит говорит, что детям старше трех лет можно предложить самим определить продолжительность своего тайм-аута. Например, сказать: «У нас проблема. Как нам помочь тебе себя контролировать? Пожалуйста, выйди и вернись, когда ты будешь готов контролировать себя». Такой тайм-аут может длиться хоть десять секунд или даже десять минут — главное, чтобы ребенок успокоился.
Некоторые эксперты советуют не разговаривать с детьми во время тайм-аута, однако здесь лучше использовать тот метод, который подходит вашему ребенку: вы можете сидеть рядом с ним в тишине, можете почитать ему книгу, можете позволить ему побегать кругами, чтобы избавиться от напряжения и агрессии. Будет лучше, если вы научитесь регулировать формат тайм-аута в зависимости от ситуации и состояния ребенка.
Нередко родители приравнивают тайм-аут к наказанию, а предупреждение — к угрозе. Так делать не стоит. Тайм-аут — это просто способ успокоиться и помочь ребенку вернуть контроль над собой и над ситуацией.
Также не стоит делать тайм-ауты поводом для нового скандала. Иногда родители слишком много внимания уделяют тому, как проходит тайм-аут: пытаются силой удерживать ребенка в углу, запрещают ходить по комнате или разговаривать, из-за чего время на успокоение становится поводом в очередной истерики. «Если любая дисциплинарная ситуация превращается в борьбу между вами и ребенком, значит, вам нужно найти способ превратить ее в борьбу между вами с ребенком и ситуацией, — советует Фридман-Смит. — Убедитесь, что вы на одной стороне, и что вы действуете сообща».
Здесь важно сконцентрироваться на первоначальной цели тайм-аута — вы не пытаетесь наказать ребенка, запугать его или показать, кто здесь главный. Вы просто прекратили нежелательное поведение и дали ребенку возможность переключиться и успокоиться, даже если для этого ему надо покатать машинку или попеть песни.
Не стоит думать, что одна и та же схема тайм-аутов будет одинаково работать для любого ребенка. Все дети разные, и к ним требуется разный подход. Например, общительным детям может быть сложно и страшно оказываться в одиночестве, даже на несколько минут, а потому вместо того, чтобы удалять их из ситуации, вы можете попробовать прекратить ситуацию вокруг них (например, убрать игрушки, которыми кидается ребенок, или забрать краски, которыми он рисует на стенах). Может оказаться так, что с вашим ребенком тайм-ауты не будут работать вообще — это просто значит, что вам надо найти новый метод.
Важно помнить о том, что тайм-аут — это не конец, не решение проблемы, а только начало этого решения. Если ваш ребенок балуется, крушит все вокруг и не слушает уговоры — вы можете устроить ему тайм-аут, чтобы он перестал и успокоился, однако на этом ситуация не заканчивается.
После того, как все выдохнут и будут готовы к диалогу, необходимо спокойно обсудить произошедшее с ребенком, убедиться, что он правильно понял, почему оказался в тайм-ауте и что можно сделать, чтобы ситуация не повторилась. Таким образом тайм-аут из страшного наказания превращается в шаг на пути решения проблемы, которое вы ищете совместно с вашим ребенком.