Как организовать выполнение домашки без драм
Если перед сном вы срочно садитесь делать макет по окружающему миру, который задали ребенку на завтра, утром за чашкой кофе пытаетесь написать сочинение, а во время перерыва на работе по скайпу проверить, насколько качественно сын или дочь выучили новые слова по английскому — возможно, что-то идет не так, и пятерки за домашние задания учителя могут смело ставить вам, а не вашему ребенку. Правильно ли это? Стоит ли помогать школьнику с домашними заданиями, или это исключительно зона его ответственности?
Чем мотивировано желание помочь ребенку с домашним заданием?
Наверное, основных вариантов здесь два: желание проконтролировать ребенка и желание разгрузить его от слишком больших объемов домашнего задания.
Вот что говорит на этот счет Петр Валентинович Сергеев, научный руководитель образовательной платформы Учи.ру, педагог: «В идеальном мире ребенок сам справляется со своим домашним заданием, а когда возникают вопросы, обращается к мудрым родителям за помощью. Старшие школьники, впрочем, сейчас предпочитают спрашивать у Google. Если же нужна регулярная помощь родителей, то надо понять причину — что именно в связке „школа-ребенок“ работает не так. И только разобравшись в причинах, можно понять, как действовать дальше: быть может, изменить что-то в отношении к учебе самого ребенка или поменять его учебную нагрузку, перейти в другой класс (или даже школу), обратиться к помощи других учителей или помогать самому — вариантов много. Если объемы действительно выходят за эти нормы, их стоит обсудить с учителем, если проблема в организации времени — с ребенком».
К слову о нормах: СанПиН рекомендует следующие затраты времени на подготовку к занятиям дома для соответствующего возраста школьника:
Что касается желания проконтролировать, то это вопрос доверия, а также личных границ ответственности ребенка, которые родитель позволяет либо не позволяет себе нарушать. Если ребенок с самого начала будет понимать, что школьные дела — это то, что зависит от него, а не от мамы с папой, и что его результаты (да, даже плохие) — это только его результаты, будет проще. То же самое относится к родителям.
К необходимости систематически выполнять домашние задания ребенка нужно приучать еще до того момента, как он пойдет в школу, например, поручать выполнять несложную работу по дому (поливать каждое утро цветок или каждый вечер складывать все свои игрушки в определенное место). Главное — сделать это регулярным и привычным, тогда необходимость каждый день садиться за домашнюю работу, отвлекаясь от своих занятий, не станет для ребенка неприятным сюрпризом.
Наталья Барложецкая, детский и семейный психолог, комментирует тему выполнения домашнего задания вместе со школьником так: «Делать с ребенком уроки — не надо! Помогать организовать рабочее место, дать алгоритм того, что и в каком порядке делать, оказать эмоциональную поддержку, сидя рядом и листая свои книгу, — да! Проверять домашнее задание — нет. Периодически контролировать, что оно сделано (не качество, а именно наличие) — да! Чем старше ребенок, тем больше самостоятельности и меньше контроля. Это уже его зона ответственности».
Нина Добрынченко-Матусевич, мама трех сыновей, блогер, общественный деятель, дает системе домашних заданий такую эмоциональную оценку: «Я ненавижу домашку всем сердцем. Но не потому, что считаю ее ненужной или неактуальной. А потому, что она накапливает детскую неуспешность. То, как устроена домашняя работа и ее проверка, работает только для прилежных девочек-отличниц, которые всегда слушают учителя, записывают задание и дома сами его делают. Мало того, эта система заточена еще и на мам-отличниц. Которые имеют время, силы и желание делать с ребенком все задания. А если ты (как я) работающая мама с активными мальчиками, то у нас крайне мало шансов быть в этой системе успешными. Так и живем в размышлениях-мучениях: то ли подстраиваться под систему, то ли забить уже и жить спокойно».
Значит ли это, что родители должны совсем оставаться в стороне? Нет. Есть разные способы помочь ребенку, не контролируя его и не выполняя, тем не менее, работу самим.
Организация рабочего пространства
Помогите ребенку организовать удобное и функциональное рабочее пространство: так, письменный стол должен находиться вдали от отвлекающих источников шума — например, телевизора. Вместе с ребенком обсудите, какие предметы будут необходимы ему для занятий и облегчат процесс выполнения домашнего задания: возможно, это будут плакаты с правилами по русскому языку, которые можно повесить над столом, таблица умножения для запоминания или карты по географии.
Планирование
С самого первого класса учите ребенка навыкам планирования и целеполагания. Что может спланировать ребенок? Элементарно: какие задания нужно сделать срочно, а на какие есть время до конца недели. Что требует больше времени и концентрации, а что — меньше. Родители могут помочь разбить большие цели на маленькие и конкретизировать их: не «сделать все уроки до среды», а «подготовить доклад по биологии к вечеру понедельника» и «сделать три упражнения по русскому» к 10 утра вторника.
Избавление от страха неудачи
Плохая оценка — это не страшно, если понимать, что стало ее причиной. Ребенок не сделал домашнее задание, потому что ему не интересен предмет? Или не понял тему на уроке? А может, его сейчас что-то очень сильно волнует? Ребенку важно знать, что невыполненное задание или плохая оценка не означает, что он плохой и родители будут в нем разочарованы. Хвалите его за старания и шаги к цели, а не за оценки. А если видите, что ребенок потерял интерес к какому-то предмету, постарайтесь посмотреть на него с другой стороны и вместе найти мотивацию.
Доверие
Постепенно отдавайте ответственность за учебу в руки ребенка. Не надо стоять у него над душой и требовать выполнения уроков, постарайтесь минимизировать контроль. Но вместе с тем не закрывайтесь от помощи: будьте готовы ответить на вопрос, но не решать задачи вместо него самого.
Главное, помнить, что задача родителей — не делать домашние задания вместо ребенка или вместе с ним, а доверять ему и помочь научиться справляться самостоятельно.