Домашнее задание — твоя работа: нужно ли помогать ребенку с уроками?

Домашнее задание — твоя работа: нужно ли помогать ребенку с уроками? - слайд

© Лиза Стрельцова

Как организовать выполнение домашки без драм

Если перед сном вы срочно садитесь делать макет по окружающему миру, который задали ребенку на завтра, утром за чашкой кофе пытаетесь написать сочинение, а во время перерыва на работе по скайпу проверить, насколько качественно сын или дочь выучили новые слова по английскому — возможно, что-то идет не так, и пятерки за домашние задания учителя могут смело ставить вам, а не вашему ребенку. Правильно ли это? Стоит ли помогать школьнику с домашними заданиями, или это исключительно зона его ответственности?


Чем мотивировано желание помочь ребенку с домашним заданием?

Наверное, основных вариантов здесь два: желание проконтролировать ребенка и желание разгрузить его от слишком больших объемов домашнего задания.

Вот что говорит на этот счет Петр Валентинович Сергеев, научный руководитель образовательной платформы Учи.ру, педагог: «В идеальном мире ребенок сам справляется со своим домашним заданием, а когда возникают вопросы, обращается к мудрым родителям за помощью. Старшие школьники, впрочем, сейчас предпочитают спрашивать у Google. Если же нужна регулярная помощь родителей, то надо понять причину — что именно в связке „школа-ребенок“ работает не так. И только разобравшись в причинах, можно понять, как действовать дальше: быть может, изменить что-то в отношении к учебе самого ребенка или поменять его учебную нагрузку, перейти в другой класс (или даже школу), обратиться к помощи других учителей или помогать самому — вариантов много. Если объемы действительно выходят за эти нормы, их стоит обсудить с учителем, если проблема в организации времени — с ребенком».

К слову о нормах: СанПиН рекомендует следующие затраты времени на подготовку к занятиям дома для соответствующего возраста школьника:

  • 1-й класс — домашнего задания нет;
  • 2–3-й классы — 1,5 часа в день;
  • 4–5-й классы — 2 часа в день;
  • 6–8-й классы — 2,5 часа в день;
  • 9–11-й классы — 3,5 часа в день.

Что касается желания проконтролировать, то это вопрос доверия, а также личных границ ответственности ребенка, которые родитель позволяет либо не позволяет себе нарушать. Если ребенок с самого начала будет понимать, что школьные дела — это то, что зависит от него, а не от мамы с папой, и что его результаты (да, даже плохие) — это только его результаты, будет проще. То же самое относится к родителям.

К необходимости систематически выполнять домашние задания ребенка нужно приучать еще до того момента, как он пойдет в школу, например, поручать выполнять несложную работу по дому (поливать каждое утро цветок или каждый вечер складывать все свои игрушки в определенное место). Главное — сделать это регулярным и привычным, тогда необходимость каждый день садиться за домашнюю работу, отвлекаясь от своих занятий, не станет для ребенка неприятным сюрпризом.

Наталья Барложецкая, детский и семейный психолог, комментирует тему выполнения домашнего задания вместе со школьником так: «Делать с ребенком уроки — не надо! Помогать организовать рабочее место, дать алгоритм того, что и в каком порядке делать, оказать эмоциональную поддержку, сидя рядом и листая свои книгу, — да! Проверять домашнее задание — нет. Периодически контролировать, что оно сделано (не качество, а именно наличие) — да! Чем старше ребенок, тем больше самостоятельности и меньше контроля. Это уже его зона ответственности».

Нина Добрынченко-Матусевич, мама трех сыновей, блогер, общественный деятель, дает системе домашних заданий такую эмоциональную оценку: «Я ненавижу домашку всем сердцем. Но не потому, что считаю ее ненужной или неактуальной. А потому, что она накапливает детскую неуспешность. То, как устроена домашняя работа и ее проверка, работает только для прилежных девочек-отличниц, которые всегда слушают учителя, записывают задание и дома сами его делают. Мало того, эта система заточена еще и на мам-отличниц. Которые имеют время, силы и желание делать с ребенком все задания. А если ты (как я) работающая мама с активными мальчиками, то у нас крайне мало шансов быть в этой системе успешными. Так и живем в размышлениях-мучениях: то ли подстраиваться под систему, то ли забить уже и жить спокойно».

Значит ли это, что родители должны совсем оставаться в стороне? Нет. Есть разные способы помочь ребенку, не контролируя его и не выполняя, тем не менее, работу самим.

Организация рабочего пространства

Помогите ребенку организовать удобное и функциональное рабочее пространство: так, письменный стол должен находиться вдали от отвлекающих источников шума — например, телевизора. Вместе с ребенком обсудите, какие предметы будут необходимы ему для занятий и облегчат процесс выполнения домашнего задания: возможно, это будут плакаты с правилами по русскому языку, которые можно повесить над столом, таблица умножения для запоминания или карты по географии.

Планирование

С самого первого класса учите ребенка навыкам планирования и целеполагания. Что может спланировать ребенок? Элементарно: какие задания нужно сделать срочно, а на какие есть время до конца недели. Что требует больше времени и концентрации, а что — меньше. Родители могут помочь разбить большие цели на маленькие и конкретизировать их: не «сделать все уроки до среды», а «подготовить доклад по биологии к вечеру понедельника» и «сделать три упражнения по русскому» к 10 утра вторника.

Избавление от страха неудачи

Плохая оценка — это не страшно, если понимать, что стало ее причиной. Ребенок не сделал домашнее задание, потому что ему не интересен предмет? Или не понял тему на уроке? А может, его сейчас что-то очень сильно волнует? Ребенку важно знать, что невыполненное задание или плохая оценка не означает, что он плохой и родители будут в нем разочарованы. Хвалите его за старания и шаги к цели, а не за оценки. А если видите, что ребенок потерял интерес к какому-то предмету, постарайтесь посмотреть на него с другой стороны и вместе найти мотивацию.

Доверие

Постепенно отдавайте ответственность за учебу в руки ребенка. Не надо стоять у него над душой и требовать выполнения уроков, постарайтесь минимизировать контроль. Но вместе с тем не закрывайтесь от помощи: будьте готовы ответить на вопрос, но не решать задачи вместо него самого.

Главное, помнить, что задача родителей — не делать домашние задания вместо ребенка или вместе с ним, а доверять ему и помочь научиться справляться самостоятельно.

Материалы по теме
Интересное
Психология
Когда наши дети рыдают, это поднимает очень сильные эмоции, напоминает о наших собственных детских травмах.
Психология
Какие же вещи взрослые считают своим неотъемлемым правом, но не разрешают детям?
->