Глина, камень, береста: как и на чем учились писать до изобретения тетрадей

Глина, камень, береста: как и на чем учились писать до изобретения тетрадей - слайд

© Фото Depositphotos

Главным трендом была многоразовость

Недорогая и удобная бумага была изобретена не так давно, в то время как грамоте дети учатся несколько тысячелетий. Конечно, обучали не всех. Однако в древних школах было достаточное количество детей, чтобы возникал вопрос: а на чем они все будут учиться писать?

Первые материалы для создания книг были достаточно дорогими. Никто бы не доверил маленьким сорванцам ни папирус, ни пергамент. Зачем? Чтобы они все испортили? Но практиковаться все же было надо. Так что в разных древних культурах решали вопрос с «тетрадками» по-разному.

Глина

Маленькие дети, едва начавшие осваивать грамоту, во всех культурах практиковались на подручных средствах: выводили буквы на песке, земле, рисовали пальцами краской (или грязью) на камнях.

Но для занятий с несколькими детьми нужна была какая-то организованность и мобильность писчих принадлежностей. Не устраиваться же всем классом в пыли во дворе: дети все затопчут и смажут еще до того, как учитель попытается проверить задание!

В Древнем Египте использовали в качестве школьных тетрадей черепки битой посуды. Писали с помощью тростинки и чернил. Судя по всему, школьники получали задание, выполняли и сдавали черепки для проверок учителю.

Шумеро-аккадская цивилизация проблем не знала: вот тебе, школьник, сырая глиняная табличка, вот тебе калам (прибор для письма) — можешь постигать клинопись. Исправлять ошибки легко, материал дешев и имеется в избытке. Дополнительным плюсом было то, что школьник сразу обучался тому способу письма, который был принят повсеместно. Ему не надо было переучиваться с черепков на папирус или с воска на пергамент.

Известняк

В египетских Фивах и их окрестностях для бытовых записей и выполнения школьных заданий использовали плоские обломки известняка, который добывали в окрестностях. Их, кстати, как и глиняные черепки с письменами называют остраконами.

Восковые таблички

Самая известная разновидность древних «школьных тетрадок» — это восковые таблички. В Древней Греции их называли «дельтами», а в Древнем Риме — «церами». Таблички представляли из себя деревянную или костяную пластину с углублением, заполненную темным воском. На воске писали заостренной палочкой — стилусом. На противоположном конце палочки находилась плоская широкая лопаточка. Если что-то было записано неверно, можно было перевернуть стилус и стереть ошибку.

Церы использовали для учебы и бытовых записей, на них набрасывали черновики писем и книг. Самая древняя цера датируется началом VII века до нашей эры. И они не выходили из употребления аж до XIX века. В Германии и Франции на них вели записи на рынках и соляных промыслах.

Вся Европа училась писать по воску. Долгое время считалось, что эта традиция не существовала на Руси, но потом археологи обнаружили стилусы и церы с вырезанной на обороте азбукой. Так что, несмотря на то, что главным материалом для бытовых записей была береста, для обучения грамоте использовали и восковые таблички тоже.

Береста

В Древней Руси отец школьника должен был не покупать тетрадки, а обдирать березы. Правда, дети быстро взрослели, так что вскоре они сами ходили в лес за материалом для письма. Наши предки пользовались берестой для всевозможных записей с XI по XV век.

Школьные задания на бересте находят сравнительно редко. Огромную известность получили берестяные грамоты маленького мальчика по имени Онфим. Судя по всему, ему было семь-восемь лет, и он жил в XIII веке в Новгороде. Мальчику принадлежат 12 грамот. Часть из них — выполненные им для учителя задания, а часть — смешные рисунки.

Аспидная доска

Этой письменной принадлежностью пользовались до широкого распространения тетрадей. Она представляла собой пластину из черного сланца аспида, на которой писали палочкой из грифельного сланца. Затем в XIX веке грифельные палочки заменили на алюминиевые.

Первые упоминания об аспидных досках относится к XIV веку, однако массово использовать их начали в XVIII веке. Тогда были открыты большие месторождения сланцев, которые позволили обеспечить аспидными досками чуть ли не все школы Европы.

Ученики пользовались небольшими личными досками, они писали упражнения, а учитель проверял за каждым. Затем все стирали тряпочкой и писали следующее упражнение. Таким образом школьники учились на протяжении всего XIX века. Аспидные доски вышли из широкого употребления лишь в 30-х годах XX века.

Бумага

Китайцы изобрели бумагу в 105 году нашей эры и быстро начали совершенствовать технологию. Вскоре они научились изготавливать разные сорта бумаги: дешевую, дорогую, плотную, рыхлую, цветную… Китайские школьники писали на бумажных свитках с помощью туши и кисти еще в те времена, когда в Европе повсеместно пользовались церами. Так что мы не можем не включить бумагу в список древних материалов для письма.

Надо сказать, что шанс написать что-то на пергаменте или папирусе был лишь у избранных: тех, кто имел красивый почерк, грамотно строил предложения и работал писцом (или переписчиком).

Остальные так и пользовались в быту остраконами, восковыми табличками и берестой. И когда археологи находят эти бытовые записи, они помогают узнать о жизни наших предков гораздо лучше, чем самая красивая и богато украшенная пергаментная книга.

А зачем детям учиться писать в эпоху компьютеров, мы разбирали здесь.

Материалы по теме
->