Что такое «штраф за материнство»?
Словосочетание «гендерное неравенство» для многих все еще звучит как какое-то далекое явление, которое никогда не коснется их лично. Но на самом деле женщины сталкиваются с неравенством очень часто, даже когда они сами этого не замечают.
По данным ООН, в среднем женщины зарабатывают на 23 процента меньше, чем мужчины. О том, как изменить такую ситуацию, в том числе отменить «штраф за материнство», мы поговорили с создательницами молодого информационного проекта ZOE. При помощи лекций, вебинаров и мастер-классов для работающих женщин проект борется с вредными гендерными установками.
Алина Гегамова
Специалистка по коммуникациям
Елизавета Меркурьева
Продюсер мероприятий
Если проблему не называть и не обозначать, она априори не может быть решена. А проблема есть и не одна.
Гендерное неравенство при принятии на работу и продвижении в компании (в России около 77 процентов всех топ-менеджеров в частных компаниях — мужчины. На госслужбе женщины занимают 44 процента высших государственных должностей, хотя в госсфере работает 71 процент женщин против 29 процентов мужчин. В рейтинге гендерного равенства в политической сфере Россия занимает 122-е место из 152, между Сьерра-Леоне и Марокко).
Неэтичные вопросы на собеседованиях: «А вы через годик в декрет не уйдете?», «Когда планируете семью строить?»
Зарплатное неравенство. Кроме данных ООН есть еще такая интересная статистика: зарплатные ожидания женщин в среднем ниже мужских, в некоторых сферах разница доходит до 46 процентов.
Сложная ситуация после выхода из декрета: пресловутый «штраф за материнство», когда матери получают меньше не только мужчин, но и бездетных женщин.
Неуважительное отношение коллег и руководства просто на том основании, что ты женщина: «Не женское это дело!»
Слова определяют дискурс: если проблема названа — она может быть решена, и чем больше мы говорим, тем быстрее найдем это решение.
Мы сами прошли сложный путь принятия того факта, что наша жизнь могла бы быть куда более счастливой и успешной, не будь мы нагружены таким количеством вредных установок. И когда мы начали об этом пути рассказывать, общаться на такие темы со знакомыми, коллегами, мы поняли, насколько это отзывается у других девушек.
Мы провели глубинные интервью, которые показали, что у женщин, особенно с детьми, есть запрос на развитие мягких навыков, чтобы справиться с гендерными установками, лучше выстраивать свои границы, отстаивать свое мнение и свои интересы, эффективнее развиваться в профессии и наконец уже быть по праву оцененной коллегами и руководством.
Есть несколько заметных исследований о влиянии гендера на карьеру. Например, исследование портала HeadHunter. Там есть цифры, но нет объяснения, почему такие цифры складываются. Мы в ZOE сейчас начинаем собственное исследование, чтобы как раз выявить внутренние и внешние гендерные установки, влияющие на профреализацию и построение карьеры женщинами в России.
Ловить моменты, когда мы используем старые установки (патриархальные и коллективистские), обдумывать свою реальную позицию (а не навязанную кем-то) и поступать, исходя из своих принципов. Например, когда женщина хочет повышения, понимает, что ее компетенций для этого достаточно, но боится поговорить с руководством из-за навязанного мнения, что ей стоит больше внимания уделять семье, чем карьере.
Есть человек и компетенции. Есть договор и должностные обязанности. Есть права у работников и работодателя. Остальное на работе не имеет значения. Но у нас множество компаний делят работников, например, на «мамочек», молодых женщин, женщин предпенсионного возраста. Все это мешает оценить реальные компетенции женщин. Мы проводим семинары для корпораций, где говорим, что такая практика устарела.
И еще очень важно заниматься популяризацией этой идеи, начиная с самого верхнего уровня: поощрять равноправие в рамках конкретной компании. Из частностей складывается общая ситуация. Чем больше компаний, даже небольших, заявят, что перестали в своей работе руководствоваться гендерными стереотипами, тем быстрее изменится ситуация в целом.
Мы видим, как некоторые из этих процессов уже идут: женщины вдохновляются примерами других женщин и чувствуют свою силу. Ты понимаешь, что не одна, твоя история в хорошем смысле не уникальна. Ты видишь, что когда тема обсуждается массово, ситуация неизбежно меняется, и начинаешь тоже говорить об этом.
Недавно мы провели прямой эфир с Ириной Гребенщиковой, врачом высшей категории, терапевтом и кардиологом. Вот основные практичные вещи, которые она советует женщинам, и из которых складывается пресловутое self care.
Во-первых, в вопросе заботы о себе не работают внешние причины — «я хочу все успевать и всем нравиться», «я хочу покорить своим видом окружающих». Работает исключительно внутренняя мотивация.
Важно задавать себе вопрос — зачем? Я сейчас хочу проверить здоровье, потому что это важно, или чтобы соответствовать навязанным стандартам красоты? Как я вижу себя через 10–15 лет — профессионально реализованной или образцовой хранительницей домашнего очага из мифов и преданий?
Во-вторых, есть четыре главных врача, к которым нужно систематически ходить женщине в любом возрасте:
гинеколог (как минимум раз в год): важно проверяться на инфекции, общее состояние репродуктивной системы;
терапевт-эндокринолог (обычно занимается коррекцией дефицитов, например, железа, фолиевой кислоты, витамина В12);
дерматолог (осмотр родинок и профилактика риска развития меланомы);
маммолог (осмотр раз в год и УЗИ молочных желез тоже раз в год).
В-третьих, важна внетренировочная активность. Если мы тренируемся один час раз в три дня, а каждый день 12–15 часов сидим за ноутбуком — это капля в море. До 35 лет сидячий образ жизни еще может не вредить в силу нашей молодости, но после 35 лет угасает запас потенциала здоровья, может возникнуть саркопения — угасание мышечной ткани. Начинается старение.
Поэтому крайне важно организовать свою жизнь так, чтобы в ней всегда присутствовало движение.
Мой декретный опыт начался с того, что руководитель предложил мне уволиться по собственному желанию за неделю до выхода в отпуск по беременности и родам. Я, разумеется, не поддалась. Но я работаю с 16 лет и у меня большой жизненный опыт. К тому же, я выросла в семье юристов и привыкла следить за соблюдением своих прав. Будь на моем месте девушка менее опытная, она могла бы лишиться поддержки во время декрета.
То, с каким притеснением женщины сталкиваются после выхода из декрета — это ужас.
Еще на этапе ухода за ребенком тебе со всех сторон вдалбливают, что ты с каждым днем становишься все тупее.
И когда возвращаешься к работе, бывает сложно сохранить трезвый взгляд и объяснить окружающим, что каждому человеку после любого отпуска нужно время, чтобы вернуться к старым процессам и скоростям. Вы две недели отдыхаете и еще несколько дней вливаетесь обратно. А если отпуск длиной в три года?!
Плохие позиции, отсутствие фактической возможности сразу после выхода из декрета поменять компанию (тебя просто никто не возьмет), зарплатный разрыв с бездетными коллегами — бороться с этим, на мой взгляд, можно с помощью позитивной дискриминации и изменения отношения общества и компаний к сотрудницам с детьми.
Я вообще мечтаю, чтобы как можно скорее стало неловко спрашивать на работе о детях.
Мы уже столкнулись с множеством случаев дискриминации женщин на работе. Мы собираем такие примеры в нашем Блоге в IGTV под хештегом #полвпрофессииневажен. Мы считаем, что успех проекта как раз измеряется отсутствием случаев неравенства — если женщины перестанут чувствовать себя некомфортно на работе, мы будем знать, что цель достигнута, останется только поддерживать этот баланс и не откатываться назад.
Поучаствовать в исследовании проекта ZOE или рассказать свою историю о гендерных стереотипах в профессии можно на сайте или в блог-аккаунте проекта.