А-а-а! Мы опять все делаем неправильно!
В конце августа британский таблоид The Sun рассказал своим читателям, как различные стили родительства (подробный разбор можно найти здесь) влияют на поведение детей в школе. Спойлер: плохих учеников воспитывают все, вне зависимости от избранной воспитательной стратегии.
Разбираемся, чем недовольны учителя, и можно ли избежать ошибок воспитания, чтобы вырастить прилежного ученика?
Аманда Барнс (имя изменено) — учительница в начальной школе. Каждый год она наблюдает за новыми учениками, и пришла к выводу, что стратегия воспитания, применявшаяся к ребенку до пяти лет, определяет его поведение в классе. Учительница рассказала The Sun, чьи дети дерзят, чьи — замыкаются в себе, а чьи — тихие и безынициативные.
«Недавно я прочла, что мозг подобен цементу. И до пяти лет — это пластичная масса, на которую можно воздействовать. А опыт — это как камешки, которые добавляют в раствор. Но потом цемент застывает, и камни становятся его частью. Жизненный опыт делает детей теми, кто они есть, и это не так просто изменить», — говорит Аманда.
Преподавательница разделила родителей проблемных учеников на пять групп: родители-вертолеты, авторитарные родители, потакающие родители, пренебрегающие родители и подгоняющие родители.
Они обращают крайне пристальное внимание на события (и проблемы) в жизни ребенка, стараясь его защитить. Как вертолеты экстренных служб они «кружат над головами», наблюдают за каждым аспектом жизни своего отпрыска.
Хотя этот стиль воспитания горячо обсуждается (и считается довольно спорным), по словам Аманды Барнс, от бдительных родителей все же больше пользы, чем вреда. Однако только в случае, если все участники отношений — «родители-ребенок-школа» — хорошо ладят между собой.
Если родители не уважают учителя, ребенок следует их примеру и ведет себя дерзко. Если родители заставляют ребенка учиться, но мало обращают внимания на его душевное благополучие, — он будет тянуться к учителю, в ущерб семье.
Авторитарные родители стараются добиться от ребенка слепого, беспрекословного подчинения. Дисциплина и контроль насаждаются с помощью инструкций и наказаний.
Если вам кажется, что строгие родители выращивают маленьких послушных ангелочков, то вам только кажется.
Аманда Барнс утверждает, что дети суровых и строгих родителей, когда что-то идет не так, включают одну из трех классических стратегий реагирования на опасность: «бей», «беги», «замри». Их опыт подсказывает им, что ошибки неприемлемы и опасны. А значит, надо действовать. В ответ на замечание или наказание ребенок, привыкший сопротивляться, будет кричать, ругаться, пытаться колотить мебель (или того, кто сделал замечание).
Ребенок, привыкший убегать, постарается физически исчезнуть из зоны конфликта. Вот что об этом говорит преподавательница: «Мы вообще-то нередко разыскиваем ребенка по всей школе. Всегда есть ученик, который не может психологически вынести трудную для себя ситуацию, поэтому он спасается из нее физически. Уходит».
Детей, которые замирают в ответ на тревожащую их ситуацию, легко проглядеть. Их реакция многими принимается за послушание.
«Если ребенка отчитывают или наказывают, а он в ответ молчит, кажется, что он размышляет над своим поведением или уже все понял… Но на самом деле его нервная система велела ему перейти в замерший режим, и он просто замкнулся в себе», — говорит Аманда.
Потакающие родители, наоборот, балуют ребенка и стараются избегать любых конфликтов с ним. Однако, с точки зрения учительницы, и эта крайность не хороша. Дети устают от отсутствия определенности и размытости границ.
В школе все подчинено строгим правилам и упорядочено, и одни дети принимают это с радостью, потому что устают от хаоса дома, а другие начинают испытывать учителя на прочность.
«Ты смотришь на такого и думаешь: „Что с ним, почему он меня не слушается?“ А ребенок делает это намеренно, и истоки такого поведения — дома, где даже если и пытаются устанавливать границы, то не придерживаются их. И, ведя себя таким образом, ребенок пытается выяснить, где истина. Допустим, ребенку говорят, что он посмотрит еще одну серию мультфильма, а потом пойдет спать. И вот проходит тридцать минут и еще пять серий, и только после этого родитель спохватывается. Это вызывает у ребенка замешательство. Как можно верить этим взрослым? А когда в школе учитель говорит ему что-то сделать, ребенок сомневается, точно ли именно это имеют в виду. Его опыт подсказывает, что существует вероятность того, что сказанное учителем, не является правдой, и, возможно, не обязательно к исполнению», — поясняет Аманда.
Пренебрегающие родители исполняют в отношении ребенка только базовые обязанности: кормят, одевают, дают крышу над головой. Все, что выходит за эти рамки, их не интересует. О вреде такого подхода к воспитанию написано много. По сути такие дети предоставлены самим себе, и если поначалу они пытаются добиться хоть какого-то внимания, то затем замыкаются.
Аманда объясняет, что они могут, например, кричать с места, шалить, и это просто поиск обратной связи, которой не хватает дома.
Если же вы видите отстраненного пяти-, шестилетнего ребенка, скорее всего, он уже прошел фазу попыток привлечь к себе внимание и замкнулся, потому что не привык рассчитывать ни на кого другого. Такие дети уже не доверяют взрослым, и учителю трудно выстроить с ними отношения.
Подгоняющие родители пытаются прожить свою жизнь заново в своем ребенке, они хотят, чтобы он достиг того, чего не смогли когда-то они сами. Такие родители слишком ориентированы на успех (в их личном понимании), они не хотят знать, чего желают их дети на самом деле.
«В таких семьях дети вырастают тихими, потому что не чувствуют, что их способны услышать. Они привязаны к учителю, но не очень инициативны» — утверждает Аманда.
В заключение стоит сказать, что любой родитель сегодня может быть авторитарным, завтра — родителем-вертолетом, послезавтра потакающим, а потом его все достанет, и он будет лежать на диване и вести себя, как типичный пренебрегающий родитель. И, конечно, все возлагают на детей надежды: как иначе-то?
Возможно, вы узнали в описании себя, но это еще не повод отчаиваться и считать, что школьные перспективы ребенка теперь можно лишь оплакивать. Свою родительскую стратегию можно скорректировать, даже если ребенок уже школьник и у него есть проблемы, описанные в материале.
В любом случае, если вы считаете, что ваша родительская стратегия принесла больше вреда, чем пользы — ее смена облегчит ребенку жизнь.
Как по-разному можно подходить к воспитанию детей, можно почитать здесь. Возможно, вы узнаете в одном из пунктов себя, а возможно, для вашего стиля родительства даже названия еще не придумали. Нужно ли ограждать ребенка от всего на свете или позволить ему совершать ошибки и делать выбор самому, узнаете здесь. А еще об опыте свободного воспитания без жестких ограничений спорили в Сети, а Chips journal освещал дискуссию.
Слушайте подкаст от редакции