А ведь одиночество — это не только удел пожилых людей. Все, кто находится в уязвимом положении, может оказаться в такой ситуации. Мамы-одиночки с маленькими детьми — одна из самых уязвимых групп людей.
Страшно остаться одной. Почему-то иногда эта мысль приходит в голову, хотя казалось бы, для этого нет особых оснований. У меня есть дочка, муж, родители, брат. Но тревога не исчезает.
Пройдут годы, дочка вырастет, у нее будет своя жизнь, возможно семья. Она может уехать в другой город или вовсе — в другую страну. Будет ли рядом муж? Я надеюсь, что да. Но ведь всякое бывает. Мы можем расстаться, и в любом случае, один из нас будет жить дольше другого. «И умерли они в один день» бывает только в сказках. И что тогда?
Нет, я не сумасшедшая, может быть, немного слишком тревожная. Но я точно знаю, что не я одна об этом думаю. У меня есть подруга, с которой мы часто обсуждаем, что будет через 20, 30 лет. Где мы будем и какими станем. Мечтаем о путешествиях, которые совершим вместе, когда дети подрастут. И замолкаем, когда речь заходит об одиночестве. О перспективе остаться совсем одной.
Иногда в шутку говорим о том, что когда состаримся, будем жить вместе. И станем теми самыми веселыми и активными старушками с картинок в интернете.
Но это конечно только слова. На самом деле, совершенно неизвестно, что произойдет с каждой из нас через годы. Единственное, в чем я уверена, так это в том, что многие люди сталкиваются с проблемой одинокой старости. И наличие детей, мужей и других родственников совсем не гарантирует, что этого не случится.
И вот однажды, листая новости, я нашла подтверждение тому, что проблема существует не только у меня в голове. И первый шаг к ее решению люди уже сделали.
Этот первый шаг называется «кохаузинг» — совместное проживание. Знаете, бывают коворкинги — общие офисы, где можно арендовать рабочее место и работать в окружении других людей?
Кохаузинг — это большой совместный дом для тех, кому не с кем разделить свою жизнь. Для людей, которым не хочется быть одинокими. В Лондоне, например, создали кохаузинг для женщин старше 50 лет. Правда пока там живут всего 26 человек. Это не коммуна, а скорее жизнь среди добрых соседей, но с совместным досугом и взаимопомощью — в аспектах здоровья и ухода.
А ведь одиночество — это не только удел пожилых людей. Все, кто находится в уязвимом положении, может оказаться в такой ситуации. Мамы-одиночки с маленькими детьми — одна из самых уязвимых групп людей. Очень часто одиночками они становятся внезапно, без средства и какой-либо поддержки от отца ребенка. Они не принадлежат себе, не могут распоряжаться своим временем, у них часто нет денег, чтобы просто платить за жилье.
Одна такая мама из США, Кристиан Батикефер, в одночасье осталась без работы и мужа, с маленьким ребенком на руках. Друзья позвали ее пожить у них, а следом пригласили еще одну маму с маленьким ребенком, которая недавно развелась. Так образовалась маленькая материнская “коммуна” (мама-муна), в которой взрослые люди не просто делили жилье, но и помогали друг другу с детьми. Если одна из мам заболевала, другие готовили горячий суп и пекли печенье, играли с детьми и присматривали за ними. Сама по себе идея не нова, но она вдруг вновь обрела популярность.
Современная жизнь построена так, что большую часть времени мы находимся в одиночестве. Живем своей маленькой ячейкой-семьей. Но когда эта ячейка разбивается, вместе с ней разбивается и вся наша жизнь. Мамы по всему миру объединяются, чтобы разделить с другими мамами и плохое, и хорошее, облегчить себе груз воспитания детей.
Все же, что ни говори, людям нужны люди. Даже если мы сильные и независимые, иногда нам нужна помощь, поддержка или просто кто-нибудь рядом, с кем можно поговорить. Мама-муны и кохаузинги — это небольшой шаг современного человека к тем временам, когда люди жили общинами, а ребенка воспитывали всей деревней. К тому, как до сих пор живут далекие от цивилизации племена, сохранившие традиционный уклад.
Автор: Ирина Павлова
Фотография: Annie Spratt on Unsplash