Рассказывает специалист в области развития детского эмоционального интеллекта.
Расспросили доктора психологии, ведущего российского эксперта в области развития эмоционального интеллекта детей Викторию Шиманскую о том, как раскрыть таланты ребенка в школе.
Родителям и педагогам очень важно научиться говорить «на языке талантов». Концентрироваться на сильных сторонах ребенка. Они есть у каждого, важно их замечать и смотреть на детей не через призму «вот это не так», «тут можно лучше сделать».
Прямо сейчас напишите 10 талантов своего ребёнка. Например, он увлечён рисованием или компьютерными играми, языками или комиксами. А ещё он внимательный, или у него хорошо развиты фантазия и чувство юмора. Это тоже таланты.
После этого можно уже с ребёнком обрисовать руку и спросить о 5 способностях, заполнив «ладошку талантов». Потом расскажите ему о талантах, которые вы увидели в нем сами. Это простое упражнение поможет укрепить контакт с ребёнком, а малышу даст возможность почувствовать безусловное принятие.
А для детей с 14 лет есть технология скиллфолио, позволяющая построить цифровой профиль талантов и компетенций детей. По ней работают с детьми в «Артеке». С помощью этой технологии можно увидеть, насколько развиты креативное, системное, цифровое мышление, эмоциональный интеллект, и сделать акцент в обучении на развитии этих компетенций. Именно эти метакомпетенции помогают детям в будущем стать не просто врачом, учителем, программистом, а выдающимся специалистом.
Согласно исследованиям, из 60 тысяч школьников по всей России более 80% хотят учиться хорошо, но к 13 годам только 30% из них ходят в школу с удовольствием. Дети учатся по схеме: сегодня сдал тест, а завтра все забыл. В этом случае страдает и здоровье детей. И именно практики развития социально-эмоционального интеллекта помогают вовлечь детей в процесс учебы. Они развивают такие внутренние модели, как «я чувствую», «я хочу». Только потом «я знаю» и в закреплении ещё «я могу».
Что это значит? Прежде чем дать знание, нужно к нему подготовить ученика физически и эмоционально. Вспомните, как вы чувствовали себя, когда в 8 утра зимой шли в школу на математику, и сравните, как та же математика воспринималась после урока физкультуры. Это два абсолютно разных состояния.
Отсюда вывод: даже минутные игровые дыхательные упражнения помогают ребёнку подготовиться к получению знаний.
Кроме того, важно развивать осознанность. Работая с моделью «я хочу», взрослые имеют дело с мотивацией, превращают «надо» в «хочу» с помощью «ментальных карт», сценариев урока. Это возможно при искреннем интересе к ребёнку и его талантам. Только когда ребёнок внутренне отвечает: «Да, я хочу!», он готов узнать что-то важное. В этот момент процесс обучения становится по-настоящему эффективным.
Самое главное, что нужно донести до детей: все эмоции важны и нужны. Грусть и злость так же важны, как радость и интерес. Если эмоция пришла — это сигнал: надо что-то поменять. Взрослые должны научить детей определять эти сигналы через осознание, что «я — не равно эмоция». Показать, как можно управлять эмоциями. Объяснить, что если страх пришёл, это может быть полезная эмоция, предупреждающая об опасности, а может быть и страх неудачи. Для работы с эмоциями есть хорошие упражнения. Например, «Коробочка эмоций». Каждую эмоцию мы исследуем через 5 чувств. «Какой звук у радости: может быть, это колокольчик, а может, смех. Какое ощущение: как щекотание пёрышком или объятия». Таким образом дети лучше начинают понимать эмоции. Из абстрактных слов они становятся чем-то реальным.
Конечно. Давайте вспомним пирамиду Маслоу. Потребность в знаниях открывается только на пятом уровне и только после удовлетворения первичных потребностей. Очень важно, чтобы уровни уважения и принятия обязательно были удовлетворены.
Разберём на примере. Когда дети в классе знают имена друг друга, они чувствуют себя легко и свободно, лучше взаимодействуют в группе, не боятся сделать ошибки. Если же вокруг незнакомая и враждебная среда, мозг просто не готов переключаться на получение знаний. Поэтому очень важно научить ребёнка знакомиться, действовать в команде, показывать навыки взаимовыручки. Все это про развитие социально-эмоционального интеллекта.
Начать можно с разговора на языке эмоций. Дома можно начать говорить: «Я чувствую…, потому что…, и я хотел бы».
Например: «Я чувствую усталость, и я хотела бы полчаса отдохнуть» или «Я чувствую радость, что ты справился с заданием и не отвлекался, и я хотела бы это свободное время провести вместе в парке». Ребёнок поймет родительскую искренность и, что особенно важно, причины эмоций.
Постепенно дети сами учатся так говорить, лучше понимать себя и своих сверстников. Когда ребёнок эмоционально готов к коммуникации, хорошо понимает себя и окружающих, он с удовольствием учится в школе.