Как устроен новый спектакль "Школа сна" с кроватью вместо сцены

Как устроен новый спектакль "Школа сна" с кроватью вместо сцены - слайд

Полина Санаева сходила в Центр драматургии и режиссуры и рассказала, как устроен спектакль, в котором нет ни сцены, ни зрительного зала, зато есть одна большая кровать и подушки, которыми можно и нужно кидаться.

Полина Санаева

колумнист, блогер

Идёшь на спектакль «Трикстера» (так называется мощное творческое объединение Вячеслава Игнатова и Марии Литвиновой), самоуверенно считая, что уже видел всё и подустал от экспериментов. Но уговариваешь детей, а дети-то не хотят! Они хотят в телефон, в ютюб, в кинотеатр 3D, в наушники – короче, куда-то внутрь виртуала.

А театр-то – это всегда жёсткий реал, и ему всё труднее конкурировать с графикой, эффектами, сюжетами, динамикой, цветом и светом мониторов…

Жизнь сдаётся. Действительность не может отвлечь и развлечь. И чтобы в неё вернуться, нынешним детям нужно усилие. А если ты ведёшь их в театр (на концерт, лекцию), а им там не нравится – они считают, что усилие было напрасным. И в следующий раз уже не соглашаются.

Но если сказать: «Помните «Щелкунчика в стиле стимпанк»? А «Сказки Роботов о настоящем человеке»? Маша и Слава новое поставили! Идём?» – то потом мы всегда идём. Идём в Театр. Идём с предчувствием того, что сейчас реал точно порадует, что интересная жизнь и настоящее искусство забурлят и заискрятся рядом, прямо перед глазами.

И всё-таки к такому спектаклю, как «Школа сна» в Центре драматургии и режиссуры, не были готовы даже мы – опытные зрители «Трикстера».

Это именно тот театр, который способен конкурировать с новыми технологиями. Для начала: он интерактивный. И взрослая, и детская аудитории втягиваются в диалог прямо у той самой вешалки Станиславского - сначала настороженно, с удивлением, потом с восторгом.

И уже до конца спектакля взаимодействие актёров (текста, музыки, декораций) и зрителей не прерывается.

Совсем-совсем не похоже на классический формат, когда зрители сидят в зале, а до них со сцены что-то многозначительно доносят. Ни зала, ни сцены на этот раз нет в принципе. Вместо этого – что бы вы думали? Одна большая общая кровать. И когда вы в неё… эээ ложитесь, вы уже давно в ночнушке и готовы делать что угодно – смотреть, слушать, смеяться, бегать по кругу и, конечно же, спать. Это же «Школа сна»!

Каким-то образом в одном действе удалось совместить веселье, игру, дурачество, литературу и жестокий стёб над двумя остросовременными явлениями. Во-первых, это недосып как стиль жизни, при котором активности – работа, дорога, культурная жизнь – поглощают время, и спать просто некогда. И во-вторых, тотальная мода на семинары и тренинги, где теперь обучают всему, от минета до технологий продаж. Уловить и объединить такое в одной детской пьесе – это блестяще.

Говорят, легко воспринимается то, что легко пишется. От спектакля остаётся ощущение свежести, его создали молодые, талантливые, очень энергичные выдумщики, которым было легко и весело нанизывать свои придумки на канву повествования! Они щедро разбросали по тексту смешинки и с удовольствием порезвились на тему сна и сонных наук. Чего стоит «дрёматургия», «СНОбелевская премия», «СОНце», «засыпательный полигон», «овцесчитательная машина»... Прелесть!

И как всегда у «Трикстеров» – весь сюжет и вся круговерть с засыпанием, включая метание подушек («время разбрасывать подушки и время собирать их»), подытоживается весьма серьёзной мыслью, которую ещё не понимают самые маленькие, но запоминают те, кто постарше. «Не проспите свою жизнь!» – кричит профессор Храпонян, удаляясь в туман. (Сергей Мелконян, исполняющий главную роль – просто огонь.)

И все-таки я не знаю, как они это делают – Слава и Маша… Творят театр буквально из воздуха, из современности, из вечного и модного, из слов и музыки, литературы и легенд, подручных материалов и чего-то, что не потрогать руками. Это на острие сегодняшнего дня, на кончике языка, на слуху, в воздухе, фантазии, в памяти и только смутном предчувствии. Приходишь, а оно уже всё выражено языком театра…

Такой вот замес, а театр детский, представляете? Ну, условно. Потому что самое лучшее детское – всегда по-взрослому умно. А у Маши и Славы будто связь с космосом и открытый доступ к антеннам где-то в детских головах и «детскому месту» в каждом из взрослых.

Расписание спектакля "Школа сна", а также еще больше событий ищите в нашей ДЕТСКОЙ АФИШЕ.

Материалы по теме
->