Хватит ее бояться!
Математика — один из самых непростых предметов. Кому-то она дается с легкостью, но большинство испытывают трудности. При этом все начинается в начальной школе, и если упустить что-то в начале, дальше будет только сложнее. Мы расспросили педагогов и экспертов о том, как сделать математику в начальной школе любимым предметом.
Не надо использовать вместе со словом математика прилагательные «трудный», «сложный». Сегодня и для родителей, и для многих учителей это сочетание стало устойчивым. «Математика — сложная наука» — в этой словесной конструкции изначально заложена непосильность. Нужно уйти от этого сочетания и использовать эпитеты «интересная», «занимательная», «веселая», «удивительная», «красивая». Ребенок от рождения исследователь, а математические объекты — это то, что нас окружает, поэтому каждый ребенок потенциально готов к исследованию математических объектов.
Еще одна ошибка, которую постоянно допускают педагоги и родители: они пытаются максимально исключить математическую терминологию из речи. Как раз потому, что считают это очень сложным. Но детям очень интересна математическая речь, и они с легкостью используют в своей речи термины «натуральный ряд», «прямой, тупой и острый углы», определяют все виды треугольников, с легкостью рассказывают о свойствах прямых. И им интереснее говорить не «мы сегодня кролики, белочки и зайчики», а «мы сегодня ученые, мы делаем математическое открытие». Вы бы видели, как у них при этом горят глаза!
У нас в школе есть гендерные классы, и математика особенно хорошо дается мальчикам. Мы заметили, что им нравится «добывать материал», и выстроили программу соответствующим образом, разумеется, по ФГОС. В начале урока перед классом ставится невыполнимая задача. В течение занятия ученики пытаются найти решение и в конце концов достигают результата. Например, ставится задача выстроить ряд чисел в порядке возрастания и даются новые величины. Они знают метры и сантиметры — и тут в задании появляются километр или полметра. Цель урока — не просто выучить, что такое километр, а решить задачу, которую раньше не решали.
С девочками больше работает богатый визуальный ряд и сказки. Сейчас, если вы поищете в интернете и на полках книжных магазинов, то найдете очень много математических сказок, где абстрактные понятия подаются через яркие образы. Мы находим интересные сказки и рассказываем их в классах для девочек. Некоторые из них становятся настоящими хитами.
Не нужно бояться олимпиад! Даже если вам кажется, что ребенку будет сложно – пусть попробует! Олимпиадные задачи — это задачи, требующие нестандартного подхода к решению, здесь нет готовых правил и алгоритмов. Над ними требуется дольше думать и искать новые способы решения, дополнительных математических знаний чаще всего для работы с этими задачами не требуется. Олимпиада — это поле, где дети могут показать свое умение применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Она дает возможность детям познакомиться с миром задач, отличающихся от тех, что они решают на обычных уроках. А что-то новое вызывает у детей интерес в силу их природной любознательности.
Например онлайн-олимпиада для младших школьников «Я люблю математику» — это не столько соревнование, сколько способ привить вкус к решению нестандартных задач. Составители олимпиады для детей этой возрастной группы стараются, чтобы каждый ребенок имел возможность почувствовать удовольствие от победы хотя бы над одной олимпиадной задачей. Именно поэтому в нашей онлайн-олимпиаде нет проигравших и победителей. Её участники могут сосредоточиться на процессе: рассматривать хорошо проиллюстрированные задания, двигать объекты на экране, искать пути решения и просто получать удовольствие. Очень важно дать ребенку попробовать свои силы в математике без страха проиграть в конкурсе или набрать мало баллов. Цель олимпиады — показать детям, что математика — красивая и увлекательная наука. Она не сводится к шаблонным решениям и не требует зубрежки, а поиск правильного ответа может превратиться в увлекательный квест. Поэтому мы рекомендуем решать вместе с детьми олимпиадные задачи в качестве «разминки для мозгов», весело и легко. Это не экзамен, а погружение в занимательную науку.
Оказалось, что детям интереснее и веселее всего решать логические задачи, в которых они допускают ошибки. Например: «На яблоне росло четыре груши и три яблока. Сколько яблок росло на яблоне?» Они могут сложить все вместе, либо сказать «три». Если они замечают подвох, то начинают кричать: «На яблоне груши не растут!» Когда материал подается через такие задачки с подвохом, то его запоминание происходит более эффективно.
Стандартные задачи я обычно предлагаю решать несколькими способами: кому-то — письменно, кому-то — с помощью схем. Все дети разные, поэтому им удобнее использовать разные подходы к решению, и если один подход не интересен, они могут попробовать другой.
Мотивирует детей больше всего похвала: неважно, в чем она выражена, — в почетной грамоте или словах учителя. Все любят, когда их хвалят, и после этого начинают стараться еще больше.
Мои ученики постоянно участвуют во всевозможных олимпиадах и конкурсах, сами организовывают конкурсы: иногда соревновательные, иногда просто на интерес. Печатаем грамоты, чтобы награждать победителей и отмечать участников. Каждый триместр в начальной школе мы устраиваем линейку и торжественное вручение. При этом детям действительно нравится решать олимпиадные задачи, потому что они намного интереснее, чем задачи, которые есть в учебниках. Иногда, если кому-то становится скучно, он просит дать олимпиадную задачу на уроке.
Современный урок разбит на множество коротких этапов. На математике есть такие этапы, как устный счет и логика. Обычно те, у кого хорошо с устным счетом, преуспевают в решении логических задач больше других, но решать их любят все дети. Мы не перебиваем тех, кто считает медленнее, чтобы они тоже смогли сыграть в эту игру. В результате все остаются довольны.