Как заинтересовать ребенка математикой — рассказывают учителя

Как заинтересовать ребенка математикой — рассказывают учителя - слайд

© unsplash.com

Хватит ее бояться!

Математика — один из самых непростых предметов. Кому-то она дается с легкостью, но большинство испытывают трудности. При этом все начинается в начальной школе, и если упустить что-то в начале, дальше будет только сложнее. Мы расспросили педагогов и экспертов о том, как сделать математику в начальной школе любимым предметом.

Марина Романова, кандидат педагогических наук, профессор департамента методики обучения Московского городского университета МГПУ

Не надо использовать вместе со словом математика прилагательные «трудный», «сложный». Сегодня и для родителей, и для многих учителей это сочетание стало устойчивым. «Математика — сложная наука» — в этой словесной конструкции изначально заложена непосильность. Нужно уйти от этого сочетания и использовать эпитеты «интересная», «занимательная», «веселая», «удивительная», «красивая». Ребенок от рождения исследователь, а математические объекты — это то, что нас окружает, поэтому каждый ребенок потенциально готов к исследованию математических объектов.

Еще одна ошибка, которую постоянно допускают педагоги и родители: они пытаются максимально исключить математическую терминологию из речи. Как раз потому, что считают это очень сложным. Но детям очень интересна математическая речь, и они с легкостью используют в своей речи термины «натуральный ряд», «прямой, тупой и острый углы», определяют все виды треугольников, с легкостью рассказывают о свойствах прямых. И им интереснее говорить не «мы сегодня кролики, белочки и зайчики», а «мы сегодня ученые, мы делаем математическое открытие». Вы бы видели, как у них при этом горят глаза!

Наталья Глазкова, педагог начальных классов школы №2120

У нас в школе есть гендерные классы, и математика особенно хорошо дается мальчикам. Мы заметили, что им нравится «добывать материал», и выстроили программу соответствующим образом, разумеется, по ФГОС. В начале урока перед классом ставится невыполнимая задача. В течение занятия ученики пытаются найти решение и в конце концов достигают результата. Например, ставится задача выстроить ряд чисел в порядке возрастания и даются новые величины. Они знают метры и сантиметры — и тут в задании появляются километр или полметра. Цель урока — не просто выучить, что такое километр, а решить задачу, которую раньше не решали.

С девочками больше работает богатый визуальный ряд и сказки. Сейчас, если вы поищете в интернете и на полках книжных магазинов, то найдете очень много математических сказок, где абстрактные понятия подаются через яркие образы. Мы находим интересные сказки и рассказываем их в классах для девочек. Некоторые из них становятся настоящими хитами.

Марина Рогатова, главный методист по математике проекта «Яндекс.Учебник», автор учебных и методических пособий для начальной школы

Не нужно бояться олимпиад! Даже если вам кажется, что ребенку будет сложно – пусть попробует! Олимпиадные задачи — это задачи, требующие нестандартного подхода к решению, здесь нет готовых правил и алгоритмов. Над ними требуется дольше думать и искать новые способы решения, дополнительных математических знаний чаще всего для работы с этими задачами не требуется. Олимпиада — это поле, где дети могут показать свое умение применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Она дает возможность детям познакомиться с миром задач, отличающихся от тех, что они решают на обычных уроках. А что-то новое вызывает у детей интерес в силу их природной любознательности.

Например онлайн-олимпиада для младших школьников «Я люблю математику» — это не столько соревнование, сколько способ привить вкус к решению нестандартных задач. Составители олимпиады для детей этой возрастной группы стараются, чтобы каждый ребенок имел возможность почувствовать удовольствие от победы хотя бы над одной олимпиадной задачей. Именно поэтому в нашей онлайн-олимпиаде нет проигравших и победителей. Её участники могут сосредоточиться на процессе: рассматривать хорошо проиллюстрированные задания, двигать объекты на экране, искать пути решения и просто получать удовольствие. Очень важно дать ребенку попробовать свои силы в математике без страха проиграть в конкурсе или набрать мало баллов. Цель олимпиады — показать детям, что математика — красивая и увлекательная наука. Она не сводится к шаблонным решениям и не требует зубрежки, а поиск правильного ответа может превратиться в увлекательный квест. Поэтому мы рекомендуем решать вместе с детьми олимпиадные задачи в качестве «разминки для мозгов», весело и легко. Это не экзамен, а погружение в занимательную науку.

Алексей Мокрищев, учитель начальных классов школы №2065

Оказалось, что детям интереснее и веселее всего решать логические задачи, в которых они допускают ошибки. Например: «На яблоне росло четыре груши и три яблока. Сколько яблок росло на яблоне?» Они могут сложить все вместе, либо сказать «три». Если они замечают подвох, то начинают кричать: «На яблоне груши не растут!» Когда материал подается через такие задачки с подвохом, то его запоминание происходит более эффективно.

Стандартные задачи я обычно предлагаю решать несколькими способами: кому-то — письменно, кому-то — с помощью схем. Все дети разные, поэтому им удобнее использовать разные подходы к решению, и если один подход не интересен, они могут попробовать другой.

Мотивирует детей больше всего похвала: неважно, в чем она выражена, — в почетной грамоте или словах учителя. Все любят, когда их хвалят, и после этого начинают стараться еще больше.

Наталья Зуйкова, учитель начальных классов школы №1368

Мои ученики постоянно участвуют во всевозможных олимпиадах и конкурсах, сами организовывают конкурсы: иногда соревновательные, иногда просто на интерес. Печатаем грамоты, чтобы награждать победителей и отмечать участников. Каждый триместр в начальной школе мы устраиваем линейку и торжественное вручение. При этом детям действительно нравится решать олимпиадные задачи, потому что они намного интереснее, чем задачи, которые есть в учебниках. Иногда, если кому-то становится скучно, он просит дать олимпиадную задачу на уроке.

Современный урок разбит на множество коротких этапов. На математике есть такие этапы, как устный счет и логика. Обычно те, у кого хорошо с устным счетом, преуспевают в решении логических задач больше других, но решать их любят все дети. Мы не перебиваем тех, кто считает медленнее, чтобы они тоже смогли сыграть в эту игру. В результате все остаются довольны.

Материалы по теме
Интересное
Развитие
Не требуйте от своих взрослеющих детей слишком много (в конце концов, они все еще дети)
Развитие
CJ составил профайл Саши Плющенко
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.