Мать-кукушка и отсутствующий отец-лягушка: какими были родители в советских мультиках

Мать-кукушка и отсутствующий отец-лягушка: какими были родители в советских мультиках - слайд

© Кадр из мультфильма: "Лягушонок ищет папу"

Новый взгляд на знакомые сюжеты

На этой неделе юбилей отмечает Союзмультфильм, и для нас это повод пересмотреть мультики нашего детства и проанализировать, каким образом в них были представлены родители и детско-родительские отношения.

Берите попкорн, платочки и свой любимый напиток, мы начинаем наш вечер разоблачительных историй.

Лягушонок ищет папу

Роман Качанов, 1964

Коротко: у лягушонка нет папы, лягушонок предлагает разным животным его усыновить, но все отказываются, тогда он решает стать папой кузнечика.

В советском кино этого времени был особый жанр фильмов об отсутствующем отце — красноречивым примером можно назвать ленту «Я купил папу». А вот и мультяшная разработка этой вечной темы. У лягушонка нет отца (кстати, мамы, кажется, тоже нет, но эта линия в фильме не получает никакого развития), лягушонок неприкаянно ходит по болоту и пытается убедить кого-то его усыновить. Все отказываются.

Кадр из мультфильма

Столкновение с крокодилом вообще похоже на встречу со страшным абьюзером (лягушонок чуть не оказался съеденным). Отчаявшись, лягушонок идет дальше и натыкается на пути на маленького кузнечика, также познавшего горечь безотцовщины. Лягушонок решает стать папой кузнечика и дальше герои идут навстречу приключениям вместе.

Фильм артикулирует проблему скрывшихся с радаров отцов, но предлагает довольно странное ее решение: вместо того, чтобы пойти к терапевту, лягушонок применяет тактику замещения, и, как в треугольнике Карпмана, превращается из жертвы в спасателя.

Осьминожки

Раса Страутмане, 1976

Коротко: мама уходит в гости, а папа остается сидеть с детьми, но даже не может отличить собственных детей от детей соседа-осьминога.

Сюжет этого мультфильма можно разделить на две части. В первой — мы видим папу из многодетной семьи, который по обыкновению, забыл ключи, а попав домой, сразу же садится отдыхать и играть в шахматы. В это время мама как раз купает детишек в ванной и образцово-показательно проверяет температуру воды с помощью специального водного термометра.

Кадр из мультфильма

Дети доводят маму тем, что им удается менять свою расцветку, и осьминожка не знает, кого из осьминогов она уже успела отмыть, а кого — нет. Поэтому папе приходится все же оторваться от шахматной партии с воображаемым противников. Он приходит, запихивает всех детишек в авоську и полощет их в ванной (можно трактовать это действие как манифестацию некоего интеллектуального превосходства папы над мамой).

Во второй части маму зовет в гости ее подруга, и осьминожка «сбегает» из дома, оставив папе to do list из пяти пунктов (накормить детей рыбьим жиром — один из них). Папа быстро устает от работы бебиситтером и возвращается к своему шахматному хобби.

В это время один из малышей стреляет из рогатки в медузу. Папа «ловит стрелка и слегка поколачивает» (такие детали сегодня особенно остро воспринимаются после признания дочери Эдуарда Успенского, сценариста этого мультика, в том, что он активно применял насильственные воспитательные методы).

Вскоре выясняется, что побитый осьминог — это был не сын осьминога-шахматиста, а чей-то другой осьминожка. Теперь все в осьминожьем мире настолько перемешалось, что оба папаши не знают, что делать дальше и вынуждены ждать своих жен, чтобы те все решили за них. Занавес.

Отрадно, что создатели этого мультфильма подарили маме возможность пойти по своим делам. Но ко всезнающему папе-шахматисту-любителю, который не в состоянии отличить собственных детей от детей соседа, конечно, есть вопросики.

Мама

Роман Качанов, 1972

Коротко: тревожная мать оставляет спящего сына одного дома и уходит за покупками; в магазине ей постоянно кажется, что с ребенком что-то случилось.

Если бы этот психологический саспенс вышел сегодня, маркировка бы у него наверняка была 18+. Мама оставляет дома спящего ребенка одного и уходит за покупками. Пока мама стоит в бесконечной очереди за молоком, ей кажется, что в дом к спящему малышу вломился грабитель, что мальчик сам проснулся и достал опасную бритву, что сын распахнул окно и вышел на карниз за голубем…. Она возвращается домой, и видит, что с ребенком все хорошо.

Кадр из мультфильма

Очень хочется верить, что после просмотра этой картины кто-то из взрослых купит блокираторы на окна и позаботится о том, чтобы опасные предметы были спрятаны подальше от детей, (назидательный урок от сценариста Сергея Михалкова усвоен). А где в этот момент был папа и была ли у мамы какая-то альтернатива тому, чтобы оставлять ребенка одного дома — опять-таки тайна.

Письмо

Роман Качанов, 1970

Коротко: сын ждет папу из экспедиции, мама в это время все больше погружается в депрессию.

Еще один мультфильм, в котором настоящий папа героя остается за кадром. Только здесь он не полностью исчез из жизни мальчика, как это было в случае с лягушонком, а по долгу службы отправился в дальнюю экспедицию на своем корабле. Иногда моряк присылает письма семье.

Кадр из мультфильма

Мама вместе с сыном этих писем очень ждут. Но вот писем опять нет. Мама грустит (и судя по ее поведению, можно предположить, что она близка к или уже находится в депрессии). В один из дней мама уходит из дома. Мальчик летит за ней на отколовшемся от дома балконе, как на корабле. Мальчику удается вернуть маму домой. Вскоре от папы все-таки приходит письмо. Конец.

Кажется, что если бы такой фильм вышел сегодня, в титрах обязательно были бы перечислены телефоны доверия — куда могут обратиться родители, если понимают, что проходят через эмоциональный кризис. Дети не должны брать на себя ответственность за состояние взрослых и не должны становиться их спасителями.

Мама меня простит

Анатолий Петров, 1975

Коротко: мальчику не понравился мамин подарок и теперь, чтобы мама его простила, он должен стать большим начальником.

Мультфильм нарисован в стилистике производственных плакатов, а в качестве саундтрека здесь весь цвет отечественной музыки 1970-х годов — Анна Герман и ВИА «Самоцветы». Но нас интересует в первую очередь не музыка и не эстетика, а взаимоотношения героев.

Кадр из мультфильма

Итак, сюжет: ребенок мечтал получить в подарок от мамы машинку, но получил плюшевого мишку, мишка этот ему не понравился, от досады мальчик швырнул его в сторону, мама обиделась, пустила скупую слезу и ушла в игнор. Теперь мальчик считает, что для того чтобы получить прощение мамы, ему надо уйти из дома, поехать на производство в тайгу, сделаться начальником и вернуться к маме (что он и проделывает в мультике). Они мирятся.

В картине представлена та самая холодная, неприступная мама, чтобы добиться расположения которой нужно доказать, что ты и правда чего-то стоишь. А учитывая то, что дети действительно иногда уходят из дома, чтобы не расстраивать своих родителей, весь мультик выглядит сегодня скорее страшным, чем трогательным.

Северная сказка

Раса Страутмане, 1979

Коротко: многодетная мать-одиночка болеет и просит детей принести ей стакан воды, но дети играют и не приносят воду, мама превращается в птицу и улетает от них навсегда.

Пожалуй, это один из самых трагических советских мультиков. На дальнем Севере живет женщина, у нее трое детей, она ловит рыбу, собирает хворост, готовит и поет колыбельную песню своим детям (песня эта о том, что пока дети маленькие, мама носит их на руках, а когда дети вырастут, то будут сами носить на руках мать).

В какой-то момент женщина заболевает, ей плохо, она просит детей принести ей воды, но дети продолжают играть на улице, а когда они вспоминают про мать, она уже превращается в птицу (кукушку) и улетает. Дети бегут за мамой-птицей с ведрами воды, но закадровый голос наставительно говорит: «Поздно, поздно».

Кадр из мультфильма

В комментариях к этому мультфильму на ютьюбе пользователи пишут, что обязательно покажут его «своим детям-хамам». Другие вспоминают, что это самый страшный мультфильм, который они видели в собственном детстве и после которого они панически боялись, что их мама превратится в птицу и умрет. Некоторые комментаторы справедливо вопрошают: а где отец? где соцработники? где все? Но в поучительных целях — и следуя фольклорной версии — создателям мультфильма легче было свалить всю вину за смерть матери на маленьких детей.

Крошка енот

Олег Чуркин, 1974

Коротко: мама отправляет своего сына енота одного на пруд нарвать осоки, енот пугается собственного отражения в пруду и возвращается домой; мама отправляет его заново на пруд и говорит, что при встрече с грозным водным монстром достаточно будет просто улыбнуться.

Наверное, мама енота — одна из самых добрых и поддерживающих матерей советской мультипликации. Не отличает ее и повышенная тревожность — она, наподобие матери Красной Шапочки, спокойно отпускает сына одного затемно на пруд нарвать свежей осоки (здесь можно, конечно, обсудить, слабоумие это или отвага).

Кадр из мультфильма

Когда енот возвращается домой без осоки, мама его не ругает, а просто интересуется, почему же он пришел домой с пустыми лапами. Она спокойно дает ему наставление не махать палкой, а просто «улыбнуться» тому страшиле из пруда, которого енот испугался.

Трактовать ее поучение тоже можно по-разному: с одной стороны, здорово, что она пытается научить сына таким образом доброжелательности к окружающим (от улыбки станет всем светлей), но, с другой стороны, должен ли енот действительно улыбаться незнакомым и не лучше ли было просто объяснить ему законы физики?

Мама для мамонтенка

Олег Чуркин, 1981

Коротко: Мамонтенок проснулся после долгих сотен лет спячки и понял, что потерял маму, сердобольные звери находят ему новую приемную маму-слониху.

А вот и мультик, посвященный теме сиротства. Через много лет после гибели мамонтов один мамонтенок просыпается и отправляется на поиски мамы (о папе опять-таки, заметьте, ни слова). Самый мудрый житель Севера, дедушка морж, довольно аккуратно сообщает малышу, что все остальные его собратья из этих мест «ушли».

Кадр из мультфильма

Мамонта решают отправить одного на льдине «к единственной маме на свете». Этой мамой становится слониха — она вначале скептически замечает, что мамонтенок очень лохматый, но потом все-таки соглашается его усыновить. В конце мультфильма говорится, что мамонтенок так боялся, что мама снова потеряется, что тихонько держал ее за хвостик.

Видимо, таким образом создатели фильма хотели рассказать о правилах поведения на улице: чтобы не потеряться, надо держать взрослого за руку (хотя держать на самом деле-то не обязательно и не всегда получается, а главное, чтобы ребенок научился не терять взрослого из виду).

Обезьянки

Леонид Шварцман, 1983

Коротко: мама пятерых обезьянок пытается победить хаос.

Сага об обезянках и их героической матери — это даже не отдельный мультик, а целый сериал по сценарию Григория Остера. У мамы обезьяны пятеро детей, один из них совсем маленький. Детям сегодня наверняка бы диагностировали гиперактивность, и мама на протяжении всех серий пытается хоть как-то за ними угнаться.

Особенно трогательны попытки мамы перевести дух: иногда на экране она просто сидит и смотрит в пустоту, но тут же готова включиться и за пару секунд убрать за детьми весь созданный ими хаос. Кажется, что главное умение этой мамы — это родительский дзен.

Кадр из мультфильма

Кстати, недавно томский художник Евгений Швенк нарисовал «реалистичную версию» многодетной обезьянки — на его картине замученная мама сидит с детьми в клетке зоопарка, а пользователи в Сети под этим постом бурно обсуждают, как изменилось их собственное восприятие этого мультика после того, как они стали родителями: из комедийного он превратился в триллер. Ну и вопрос, звучащий снова и снова: где же все-таки обезьяний папаша?

Трое из Простоквашино

Владимир Попов, 1978

Коротко: артистичная мама ставит жесткие ультиматумы, а папа пытается убежать от конфликта, мальчик обосабливается и уезжает от родителей.

Как и в случае с «Осьминожками», в этом мультфильме по сценарию Эдуарда Успенского представлена полная семья. Женщине здесь даже «позволено» заниматься своей карьерой, хотя ненавязчиво показано, что делает она это в ущерб семье.

Наше знакомство с родителями дяди Федора начинается так: ребенок приютил в доме кота, папа благосклонно отнесся к этой затее, а мама поставила ультиматум: «Или он (кот), или я». Папа, чтобы избежать конфликта, встал на сторону жены. Вот и вся дискуссия. Поэтому дядя Федор покинул город и уехал жить в деревню.

Кадр из мультфильма

Когда мама с папой обсуждают исчезновение дяди Федора (в этот момент они, надо признать, вместе занимаются бытовыми делами — папа моет посуду, а мама вытирает тарелки), мама говорит, что в отъезде ребенка виноват отец: «Ты слишком много ему разрешал». Так что лекций по конфликтологии мама явно не слушала.

(Безусловно, в связи с продолжением простоквашинской саги, анализу детско-родительских отношений в этой семье можно было бы посвятить целый отдельный разбор, и, возможно, мы этим скоро займемся).


Конечно, это далеко не полный список мам и пап из советской мультипликации, хотя он и показывает определенные тенденции в изображении родителей анимационных героев. Рассказывайте в комментариях, какие мультяшные родители больше всего запомнились вам из детства!

Оставляйте комментарии!

Материалы по теме
->