Разбор CJ
30 сентября — международный день k-pop. С чем вас и поздравляем!
По данным музыкального сервиса Spotify, этим летом в России самыми прослушиваемыми зарубежными группами оказались кей-поперы BTS и итальянская команда Måneskin. BTS исполняют k-pop, а Måneskin — рок. Ну, рок — это понятно. А вот k-pop это что и почему ему слушает ваш ребенок?
K-pop — это корейская поп-музыка. Жанр зародился еще в начале 90-х в Южной Корее. Те, кто любят аниме, японские ужастики и японский рок даже могут догадаться, как: на Востоке очень любят взять все клевое и популярное, положить в одну кастрюльку, приправить неповторимым местным колоритом и… отправиться завоевывать с этим мир.
Южнокорейцы создали свою поп-музыку из хип-хопа, техно, рока, классических поп-мелодий, R’n’B и танцев. В роли местного неповторимого колорита выступили прелестные юноши и девушки, а также тексты, описывающие проблемы южнокорейского общества. По сути, южнокорейские поп-исполнители принялись создавать модные тогда во всем мире бойз- и герлз-бэнды. Но делали это скрупулезно, методично и по науке.
K-pop развивался. Возник феномен айдолов (от английского idol — кумир, идол) — исполнителей, которым «поклоняется» фанатское сообщество. Работа с фанатами всегда была приоритетом для музыкантов этого жанра. Они проводят встречи с поклонниками, участвуют в телешоу, делают все возможное для расширения своего влияния.
На новый музыкально-социальный феномен обратило внимание правительство, которое решило инвестировать деньги в поп-музыку, чтобы улучшить имидж страны. В министерстве культуры даже появился целый отдел, посвященный k-pop. Как Россия экспортирует нефть, Южная Корея принялась экспортировать музыку. Эффект был ошеломляющим. Сначала корейские музыканты завоевали азиатский рынок, а с появлением соцсетей и интернета экспансия двинулась дальше.
Сейчас «производство» айдолов в Южной Корее поставлено на поток. Музыкальные компании находят молодых, симпатичных юношей и девушек еще в средней школе. Их селят в одном доме, чтобы они привыкали друг к другу, обучают музыке, танцам, технике речитатива, преподают им навыки общения с фанатами и журналистами. Быть айдолом — огромный труд, который граничит с психотравмой.
Члены группы не могут заводить романтических отношений, появляться на публике в неподобающем виде. Вся их жизнь — это сплошная работа. Они репетируют танцы по семь-десять часов в сутки, снимаются в шоу и дают интервью. Беднягам зачастую даже некогда спать. Артист, вернувшийся с гастролей, не отдыхает, а сразу идет репетировать. Конечно же, звезды, — хоть состоявшиеся, хоть будущие, — сидят на строжайших диетах.
Для восточной культуры такое усердие и трудолюбие считается в некоторым смысле нормой. Но мы знаем, чем оборачивается такая «норма».
Но менталитет — менталитетом, а природу не обманешь. Некоторые голодные и уставшие музыканты теряли сознание прямо на сцене, во время выступления, и почти все — отрубались в спокойной обстановке после концертов. Нехватка сна и усталость приводят к тому, что юные айдолы спят в своих автобусах, машинах, на вокзалах, за столами, сидя на стульях в студиях звукозаписи.
А еще за звездами бегают поклонники, и законодательство Южной Кореи не то, чтобы склонно строго их наказывать. За безопасностью групп следят сами фанаты, жалующиеся на подозрительных личностей и хейтеров в соцсетях.
Контракты звезд с их лейблами являются поистине кабальными, исполнители получают 20 процентов от тех денег, которые на них зарабатывают. И эти 20 процентов делятся между всеми членами группы (которых может быть до 21 человека).
Нужно сказать, что сейчас индустрия медленно меняется, отношения продюсеров и певцов стали более равноправными, группы больше не «сгорают» за пару лет, у исполнителей появилось больше творческого простора.
Некормленые и утомленные южнокорейские подростки, тем не менее, обладают поистине огромной фанатской базой по всему миру. Благодаря их трудолюбию создается великолепное шоу. Айдолы разнообразно красивы — в группы стремятся набирать разные типажи, чтобы угодить разным фанатам. Они хорошо поют и отлично танцуют. Их клипы крепко срежиссированы. Зачастую даже тексты весьма неплохи. Если не считать диет и пластических операций — айдолы прекрасные ролевые модели, поскольку всегда безупречно себя ведут на публике, и все знают, что за их успехом стоит труд. Не удивительно, что их любят подростки.
За все эти положительные качества, кстати, k-pop регулярно критикуют: мол, слишком много старания, слишком мало жизни и вдохновения, все поставлено на поток и одну группу трудно отличить от другой.
Поначалу k-pop неспешно распространялся по миру, пока не появились соцсети.
Взрыв произошел в 2012 году: южнокорейский исполнитель Psy написал песню Gangnam Style, посвященную родному кварталу Сеула, снял на нее клип с танцами и завирусился на YouTube.
Все пытались изобразить этот танец, на видео снимали пародии, клип крутили по телевизору, на магазинах висели таблички «No Gangnam Style». Psy, кстати, неконвенциональный представитель жанра k-pop, он не про красоту, а про самоиронию. Как бы то ни было, этот клип прославил Сеул, певца, а заодно заставил мир взглянуть повнимательнее: а что там еще творится в этой корейской музыке?
В 2010 году небольшой лейбл Big Hit Entertainment собрал классический корейский бойз-бэнд Bangtan Boys (они же — BTS). В 2013 команда дебютировала, и параллельно вела активную работу с фанатами в соцсетях. Это сейчас для музыканта нормально иметь официальные странички в Твиттере и Блоге, аккаунт на ТикТоке, канал на YouTube, и прочее, и прочее… А в 2013 году такая работа с поклонниками среди корейских звезд была редким явлением. С помощью соцсетей BTS выстроили с фанатами теплые, доверительные отношения и не прогадали. Сообщество поклонников группы называется «Армия» и является самым большим фэндомом в мире.
Bangtan Boys снимали клип даже в здании ООН:
Для подростков, которые становятся фанатами k-pop, их сообщество сродни второй семье или религии. Так что k-pop — это еще и субкультурный феномен. В основном поклонниками k-pop становятся молодые люди. Но если группа существует несколько лет, ее фанаты взрослеют и из фандома не исчезают. Так что BTS лайкают в соцсетях в том числе нынешние 30-летние.
Родители, заметившие необычные музыкальные пристрастия ребенка, всегда пытаются выяснить, чем это увлечение ему грозит. Отсюда в СМИ возникают статьи об опасном Моргенштерне*, еще более опасном Мэрилине Мэнсоне, и тому подобное.
Лет пятнадцать назад девочкам, которые слушали блэк-метал, рассказывали про эксперимент на коровах: мол, коровы, которые слушали Моцарта, лучше доились, а те, которым включали тяжелый метал, давали меньше молока, худели, впадали в депрессию (и в конце, наверное, умирали, но это не точно).
Раз родители гуглят, значит, нужны ответы. В статьях о вреде k-pop пишут обычно о том, что исполнители-юноши очень женственные, что все айдолы делали пластику и сидели на диетах, что эта музыка в целом не интеллектуальная.
В принципе, смотреть на что-то не значит повторять. Вряд ли дети пойдут массово делать пластику, а опасения по поводу хрупкой юношеской гетеросексуальности, которую одним своим видом сломает накрашенный парень, и вовсе не выдерживают критики.
Однако некоторые этические моменты прояснить для подростка бы не помешало. Что красота — не самое главное в жизни. Что трудолюбие — это прекрасно, покуда оно не ведет к выгоранию. Что не обязательно быть худым, чтобы стать популярным. Но, если задуматься, объяснить это нужно в любом случае, даже если ребенок увлечен не корейской поп-музыкой, а творчеством Монсеррат Кабалье.
Кстати, фанаты корейской поп-музыки считаются одной из самых дружелюбных субкультур. Им важно со всеми и всегда оставаться няшками. Так что если ваш ребенок поклонник k-pop — мимо вас пройдет огромное количество субкультурных противостояний.
* - внесен Минюстом РФ в «реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента».