Книга вышла в издательстве «Бомбора»
В издательстве «Бомбора» вышла книга о работе самого известного в России поискового отряда — «Лиза Алерт». Книгу «Найден, жив! Записки о поисковом отряде «Лиза Алерт» написала руководитель пресс-службы и инструктор школы «Лиза Алерт», старшая поисковой группы Ксения Кнорре Дмитриева.
«Найден, жив!» — это не только эмоциональные истории о поисковых операциях отряда. Автор добавила в нее справочные материалы — как об устройстве отряда «Лиза Алерт» и поисковом деле, так и о правилах безопасности, а также рекомендации для родителей, интересные факты о поисковиках и многое другое.
С разрешения издательства CJ публикует небольшой фрагмент из книги.
Много мыслей после сегодняшнего урока «Лиза Алерт» в школе.
Не скажу, что за моими плечами их сотни, но десятки-то уж точно, а сегодня было сразу три момента, которые удивили.
Первый случился, когда учительница, которая сначала сидела в телефоне, стала прислушиваться, потом задавать вопросы, а потом взяла и рассказала, как ее в детстве затащил в лифт незнакомый мужик, как она дралась с ним, как он заблокировал лифт, а она все-таки вырвалась на этаж, как ломилась в квартиры и слышала, как в одной из них заперли дверь, и как этот человек ее сильно избил.
Дети часто во время наших занятий вспоминают свои истории (правда, обычно более благополучные), и взрослые, бывает, рассказывают что-то такое в соцсетях, но чтобы учитель на уроке и при детях — в первый раз.
Моя первая мысль была — понять реакцию детей, не испугались ли они, потому что даже мне было не по себе такое слушать. Но нет, веселятся, задают вопросы, для них это все страшилки. Вторая — сказать что-то учительнице, потому что она смотрела на меня с явным ожиданием. И я сказала, что думала: вы большая молодец, что вырывались и боролись, из трех механизмов защиты в таких ситуациях часто включается замирание, когда человек цепенеет и впадает (против своей воли, естественно) в состояние, когда не может пошевелить ни рукой, ни ногой, а вам повезло, у вас очень крутой механизм защиты.
Второй момент — когда мальчик сказал, что знает стих про пропавшего ребенка. Я удивилась, попросила прочитать, и он прочитал. И я его, конечно, вспомнила, а всю «Лизу Алерт» не вспоминала:
* * *
Потерявшийся ребенок
Должен помнить, что его
Отведут домой, как только
Назовет он адрес свой.
Надо действовать умнее,
Говорите: «Я живу
Возле пальмы с обезьяной
На далеких островах».
Потерявшийся ребенок,
Если он не дурачок,
Не упустит верный случай
В разных странах побывать.
Автора вы легко угадаете — это Григорий Остер.
И наконец, третий момент наступил, когда одна из девочек, после того как мы обсудили с детьми, что делать, если ты потерялся, вдруг сказала — очень грустно и искренне:
— Но ведь мама будет ужасно ругаться, когда найдет…
И смотрит на меня вопросительно.
Тут я снова растерялась и вспомнила, что дети, когда теряются, часто прячутся или убегают от тех, кто их ищет, именно потому, что боятся, что их накажут. И вспомнила чудесную историю о том, как, кажется, в Израиле пропала девочка, ее вышел искать весь город, и, когда выяснилось, что она в соседнем городе, мэр попросил всех горожан вернуться домой, потому что иначе девочка испугается, что из-за нее такой шухер. И все разошлись.
Опять же я собралась с мыслями и снова честно сказала то, что думала:
— Понимаешь, мама с папой в таких ситуациях ругаются не потому, что ты плохая или они тебя не любят, а потому, что для любых родителей это самое страшное, что можно придумать, — потерять своего ребенка. И если это происходит, они ужасно пугаются, что больше его не увидят, и поэтому ругаются, когда он находится, но на самом деле они очень-очень рады. Это они так избавляются от тех тяжелых эмоций, которые пережили. Поговори с мамой об этом, скажи ей, как ты боишься, что тебя будут ругать, и что ты в этот момент чувствуешь; я думаю, она тебя поймет.
Девочка посмотрела на меня недоверчиво.
А вообще, дети как дети: шумели, вертелись, кричали с места, задавали дурацкие вопросы и при этом отлично слушали, работали, думали.
Сложно это все, но хорошо.