Михаил Лабковский: «Нормальных государственных школ гораздо больше, чем плохих частных!»
Михаил Лабковский: «Нормальных государственных школ гораздо больше, чем плохих частных!» - слайд

Как правильно хвалить детей, почему государственные школы лучше частных, что делать, если ребенок хамит - об этом и многом другом рассказал психолог Михаил Лабковский во время лекции "Как понять свои желания и научить этому детей".

На лекции родители задавали Михаилу вопросы из зала:

Девочка 10 лет делает замечания бабушке, например, когда сидит за столом: «Нельзя говорить с полным ртом!», хотя у той ничего во рту нет. Делает замечания маме, если она радостно поет, танцует или выкрикивает эмоционально. Это невроз? И что с этим делать?

Обычно это следствие контактов или конфликтов дома, в саду, где-то. То есть она это где-то видела. Кто-то так ведет себя, как правило, дома. Для начала надо проследить, кто из домашних так разговаривает. Это может быть ответной реакцией на то, что ее саму затыкают, причем именно в такой форме. А у нее пошла «ответочка» уже. Независимо от того, где это происходит (если дома, то должны прекратить), они могут сказать ребенку, что нам это не нравится – один раз. Если ребенок не понял с одного раза, значит, предложить ей поесть одной, когда все уже поедят.


Если реализация желаний ребенка и его поддержка требуют от родителей больших материальных и физических затрат и ресурсов, что делать? Упираться и поддерживать из последних сил? Например, нет денег на обучение в европейской футбольной школе, а ребенок мечтает о карьере футболиста?

Переживать стоит в том случае, если вы можете, но не делаете что-то для ребенка. Если ситуация обратная - вы объективно не можете, а все равно пытаетесь сделать, ничем хорошим это не закончится. Ребенку нужно объяснить все как есть. И искать доступные возможности.


Вы говорите, что для того, чтобы понять свои желания, стоит начать с малого – например, определиться, что вы хотите есть на завтрак. И уже на этой стадии мне не то, что хочется чего-то, а абсолютно все равно. Как же понять, чего мне хочется, если мне ничего не хочется?

Для начала стоит пойти к врачу – вдруг это депрессия? Желания – это естественная потребность здорового человека, но когда у человека депрессия или астения, то его желания на этом могут закончиться. И не потому, что у него такой характер, а потому, что у него депрессия. Сходите для начала к психологу хотя бы.


Можно ли ребенка пяти лет отучить манипулировать родителями из серии «А папа мне разрешил!» Что делать?

Налаживать свои отношения с мужем.


Ребенку семь лет. Говорит мне: «Ты меня не любишь, я тебе не нужен, я выйду из машины, уйду» - как на все это реагировать?

Если он не задает вопрос – то никак не реагировать. Потому что это провокация. Он требует подтверждения свой нужности, любви, что-то еще хочет. Есть же правило – «Не отвечай, когда тебя не спрашивают». Дети – это не отдельное явление в жизни, чтобы им отвечать, когда нет вопроса. Если ребенок спрашивает: «Папа/мама, ты меня любишь?», он сомневается, у него тема такая перед ним стоит. А этот же ребенок не спрашивает, он утверждает. И что ему на это сказать, если он ни о чем не спрашивает?


По каким поводам нужно хвалить детей и как? Не вызовет ли частая похвала зависимости от чужого мнения и постоянной нужды в похвале?

Тема сложная. Американцы как раз сейчас ей занимаются. По правилам – это нарушение правил. То есть ты говоришь, когда тебя не спрашивают, ты комментируешь и оцениваешь чужие действия. Тут я сам теряюсь, что делать, потому что есть разные варианты. Спрашивать: «А тебе самому понравилось?», если да, то говорить: «Видишь, постарался, у тебя все получилось!»

Есть вещи, к которым со временем начинаешь иначе относиться. Например, ваш ребенок плачет. Можно сказать ему: «Не плачь!», или успокоить, но вот недавно исследования выяснили, что этим вы обесцениваете его страдание. Вот так и с похвалой – тут все непросто. Так что с определенным советом я пока воздержусь.

Ребенок в два года и 10 месяцев изъявил желание научиться говорить по-английски. Я как мама хочу и могу его научить. Как сделать так, чтобы его желание не пропало?

Во-первых, только в игровой форме. И заниматься столько времени, сколько он позволит, сколько ему будет интересно. Самой вообще не напоминать об этом. Как только он отворачивается в сторону – тут же заканчивать. Давно выяснили, что у маленьких детей совершенно иначе проходят психические процессы. Идея с ранним развитием – ерунда. С точки зрения физиологии это мало реально. Часто дети, которые с детского сада учили 5 языков, уже к средней школе ничего из себя не представляют. Язык – это вообще не ценность, чтобы его учить. Можно приехать в любую страну, и уже через год ребенок будет на нем разговаривать, и при этом ничего не надо будет специально учить.


Как подготовить ребенка к школе (психологически)?

Самое главное, чтобы хотя бы год до школы он посещал какие-нибудь детские учреждения типа детского сада. Или что-то, где есть какая-то учебная программа, детские группы. Это нужно для того, чтобы он в принципе привык находиться в детском коллективе.


А что делать со школой? В государственную школу практически невозможно хотеть ходить, а в частную – нет возможности.

На сегодняшний день частные школы в России – в основном способ отъема денег через образование, а не люди, которые действительно хотят сделать какую-то интересную школу. Это надо иметь в виду. Все знают такие школы по полторы-две тысячи долларов в месяц, которые к образованию не имеют никакого отношения. Там кожаная мебель, икра на обед, детей там практически не учат, потому что если вы им будете предъявлять требования госшколы, они ж просто соскочат, а вам же деньги нужны. Может, есть небольшое количество нормальных частных школ, но в массе своей это такой бизнес на образовании. А вот как раз государственные школы есть прекрасные! Я сам работал в знаменитой 43-й школе, она до сих пор входит в тройку лучших школ страны, есть 67-я, куда меня не приняли. Ищите нормальную государственную школу – их гораздо больше, чем плохих частных! Что касается критериев выбора школы, то тут надо четко разделить начальную школу и среднюю. Для начальной школы – один критерий, для средней – другие.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Интересное
Развитие
Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.
Развитие
В издательстве МиФ вышла книга загадок «Латеральная логика». Вот вам пять заданий оттуда. Уже на первом наступает ступор.
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.