© Елизавета Стрельцова
Иногда это даже полезно, но держать ситуацию под контролем не помешает.
У Chips Journal накопилось очень много вопросов, которые родители присылают в редакцию. А потому мы запускаем рубрику ответов, в которую будем приглашать экспертов. Наш первый вопрос мы получили от читательницы, которая волнуется: нормально ли, что ее сын общается с воображаемым другом. Кто такие воображаемые друзья, почему они появляются, нормально ли это, и как себя вести — отвечает детский клинический психолог, игротерапевт Ирина Катин-Ярцева.
Воображаемые друзья обычно появляются у детей в возрасте 3-5 лет. В том или ином виде они есть примерно у 65% детей, согласно опросам.
Воображаемые друзья появляются в жизни детей в самой разной форме: это и образы людей, животных, сказочных героев, живущие в детской голове, и персонажи компьютерных игр и фильмов, и игрушки вроде собачки из мультфильма «Варежка», а иногда это друзья, с которыми и за которых ребенок ведет переписку.
Если мы обратимся к более ранним временам, можно вспомнить, что схожую роль играл в жизни ребенка «ангел-хранитель». Не так давно — во времена Спока — считалось, что воображаемые друзья — признак какой-то серьезной нехватки в жизни ребенка, или проявления неприспособленности к реальной жизни, стремления уйти в мир грез. Поэтому у многих родителей они вызывают беспокойство. Некоторые, узнав о воображаемом друге, даже тревожатся, не является ли это признаком или предвестником психического расстройства.
Но на самом деле все совсем не так. Воображаемые друзья — один из вариантов здоровой нормы. Сейчас детские психологи считают их проявлением символической, игровой активности ребенка, чем-то вроде «тренировки» эмоциональной и социальной компетентности, свидетельством развитой и творческой фантазии. Помимо того, что такая игра приносит ребенку много удовольствия, так же, как и другие формы ролевой игры в этом возрасте, игра с воображаемыми друзьями очень полезна, способствует лучшему разделению реальности и воображения, а в травмирующих обстоятельствах, при стрессе, усталости и вовсе способна серьезно поддержать малыша. Воображаемый друг позволяет взглянуть на многие неприятности со стороны, справиться с эмоциями, переживаниями, а также часто играет роль вынесенной вовне взрослой, компетентной части личности, которая со временем интегрируется и принимает форму индивидуальной стратегии преодоления трудностей.
Проблемные взаимодействия с воображаемыми друзьями тоже бывают. Если ребенок жалуется на то, что воображаемый друг не оставляет его в покое, навязывает ему что-то, заставляет делать что-то, чувствовать себя плохим, пугает, то, возможно, ребенок столкнулся с какими-то серьезными трудностями, и ему нужна помощь психолога или психиатра.
Иногда заигравшийся ребенок просит родителей относиться к его другу как к реальному (как Малыш просил оставить Карлсону тефтелек), и нет ничего вредного в том, чтобы подыграть ему.
Если в остальном поведение ребенка не вызывает тревоги, то можно не предпринимать никаких дополнительных действий. Воображаемые друзья появляются тогда, когда они нужны для развития ребенка и исчезают сами, когда их роль выполнена.
Ещё ответы на важные родительские вопросы