Отрывок из книги «Вертикальный прогресс: Как сделать так, чтобы дети полюбили школу»
В издательстве «Альпина.Дети» вышла книга Дмитрия Чернышева «Вертикальный прогресс: Как сделать так, чтобы дети полюбили школу». Тема школьного образования, как вы понимаете, сейчас обсуждается очень бурно, поэтому мы не могли упустить шанса и попросили издательство дать нам фрагмент новинки на публикацию. Представляем вам отрывок из части под названием «Моральное устаревание», в которой Чернышев объясняет, почему школе критически необходимо измениться и почему современные дети не должны учиться по старым правилам.
Минусы старой школы таковы.
Радикально меняется само общество, а старая школа продолжает выпускать посредственностей. Мы находимся в разгаре Четвертой промышленной революции, которая изменит мир сильнее, чем все три предыдущие, вместе взятые. Перемены становятся нормой, а унифицированным выпускникам старой школы будет крайне сложно конкурировать в новом мире.
Когда дети идут в школу, они могут различаться на порядок по уровню подготовки. Сегодняшнее образование рассчитано на некоего «среднего» ученика, которого в действительности не существует. При этом оно ограничивает скорость развития детей. Это приводит к тому, что у самых ярких и способных школьников быстро гаснут глаза. А в образовании отстающих учеников остаются зияющие пробелы.
Основная задача сегодня — это не набить ребенка знаниями, а научить его получать их самостоятельно. В течение своей жизни он, скорее всего, будет учиться и переучиваться постоянно.
Контроль и дисциплина — это идея фикс старой школы. Школа постоянно унижает чувство собственного достоинства ребенка, образование становится мучением.
Существующая система поощрений и наказаний работает очень плохо. Уровень школы определяется по оценкам ее учеников. Это приводит к инфляции оценок и снижению требований, предъявляемых к учащимся. Детей оценивают, сравнивая их друг с другом. В школе принято наказывать за ошибки, хотя ошибки — это один из основных способов познания мира, доступный человеку
Учителя перегружены ненужной работой и отчетностью. Количество учителей в классе слишком мало для успешного обучения.
Так называемое патриотическое воспитание в школе соответствует скорее феодальному строю, а не современному государству.
Школа практически не использует самый эффективный способ обучения — игру. Старая школа панически боится мобильных телефонов, гаджетов и компьютеров.
Школа подавляет в детях качества, которые пригодятся им сильнее всего, — знаменитые «4К»: креативность, коммуникацию, кооперацию и критическое мышление. Слова учителя не принято ставить под сомнение, а все, что требуется от учеников, — это повторять за преподавателем. Ответы учеников оцениваются по их соответствию учебнику.
Школьные знания оторваны от жизни, и 90% из них забывается очень быстро — за ненадобностью. Школа натаскивает ребенка на сдачу экзаменов, а не готовит его к жизни.
Школьные учебники очень сильно устарели. Многое из того, что в них сказано, давно не соответствует действительности
Школа учит решению задач, у которых существует один или два правильных ответа. В жизни такие задачи будут встречаться крайне редко.
Старая школа — это нечто среднее между казармой, тюрьмой и фабрикой. Находиться в такой школе после уроков не хочется никому.
У школы практически нет конкурентов, а монополизм смертельно опасен для любого вида деятельности.
Многие люди считают, что ребенок идет в школу и там умнеет. Это не совсем так — ребенок умнеет потому, что он растет и развивается. И часто школа ему в этом мешает. Яркие и талантливые выпускники появляются не благодаря, а скорее вопреки сегодняшней школе. Проблема с реформой образования состоит в том, что ее результат будет виден только через десятки лет. Но Россия сильно отстала от развитых стран, и у нас есть возможность учиться на чужих ошибках, а не совершать собственные. Тому, кто идет вторым, всегда легче. А другая проблема покажется вам довольно странной. Дело в том, что дети настолько пластичны, что с ними работает практически все. Именно поэтому подзатыльник и окрик так сильно распространены в нашей стране.
Да, подзатыльник работает. И казарменная дисциплина работает. И ремень работает. Как самые простые и примитивные решения. А многие недалекие родители еще и бравируют телесными наказаниями: меня вот били, и ничего, приличным человеком вырос (это неправда — не вырос). И порка розгами будет работать. И в угол — на горох. И даже если ребёнку отреза́ть по одной фаланге пальца каждый раз, когда он делает ошибку, это тоже будет работать. Правда, не очень долго. И последствия таких «простых решений» окажутся страшными. Чтобы не путаться, мы будем сегодняшнюю школу называть старой, а школу будущего — новой. В старой школе преподает Учитель, в новой — Наставник.