Нахимичили: 5 экспериментов, которые можно провести дома с ребенком

Нахимичили: 5 экспериментов, которые можно провести дома с ребенком - слайд

Забавные, интересные и занимательные научные занятия, проводимые родителями с детьми дома, могут стать веселой игрой.

Глядишь, физика или химия станут любимыми предметами будущих школьников. Вот пять химических опытов, проведение которых возможно дома. 

Обучение естественнонаучным дисциплинам необязательно должно навевать на малыша скуку. Это может быть реальный эксперимент, который позволит ребенку самому методом проб и ошибок сделать собственные маленькие открытия.

Инициатива «Мир Исследователей «Хенкель», запущенная компанией «Хенкель» в России для детей 8-11 лет, основана именно на таком практическом подходе. Вот некоторые несложные опыты, которые можно проводить вместе с детьми дошкольного возраста для расширения их представлений о мире, а также для их интеллектуального и творческого развития. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки.

Эксперимент 1. Как сделать клей

Нам понадобится: вода, сахар, сода, соль, кукурузный крахмал, бумага.

Данный эксперимент поможет разобраться, как делается клей и что именно придает ему такое свойство, как липкость. Для начала попросите детей вспомнить и подумать, какие продукты, имеющиеся на вашей кухне, оставляют после себя липкие следы? На каждой кухне найдутся порошкообразные ингредиенты, что произойдет, если разбавить их с водой? Что бы узнать, нужно попробовать! Смешайте с водой сахар, соду, соль, кукурузный крахмал или аналогичные образцы. Удастся ли этими растворами склеить пару листов бумаги?

Эксперимент 1. Как сделать клей

В предыдущем эксперименте мы узнали, что при смешивании крахмала с водой образуется липкое вещество. Крахмал является природным сырьем. Как же узнать, где есть крахмал, а где его нет?

Итак, в этом эксперименте используется два образца – (положительный) контрольный образец, содержащий кукурузный крахмал, и отрицательный образец, содержащий вещество, которое по виду похоже на кукурузный крахмал (например, сахарная пудра).

Перед началом этого эксперимента предложите детям подумать о том, какие продукты могут содержать крахмал. Они могут проверить свои предположения, используя метод определения, приведенный ниже.

Эксперимент 2. Ищем крахмал

Необходимые материалы:

  • Раствор Люголя (раствор йода/раствор иодида калия)
  • Одноразовые пипетки
  • Лабораторные пробирки или небольшие стеклянные пробирки, в которых можно смешивать исследуемые вещества с раствором Люголя (вполне подойдут и небольшая кухонная утварь – например, рюмки)
  • Кукурузный крахмал и сахарная пудра для контрольных образцов
  • Пищевые продукты, содержащие крахмал, например картофель, заранее замоченные зерна пшеницы, кукурузная мука
  • Пищевые продукты, не содержащие крахмал, например, огурцы

Итак, используйте лопатку, чтобы поместить небольшое количество кукурузного крахмала в лабораторную пробирку.

Добавьте 2 мл (½ чайной ложки) воды, осторожно встряхните пробирку.

Затем добавьте в пробирку 4 капли раствора Люголя.

Что произошло? В образцах, которые содержат крахмал, раствор примет характерную синюю окраску.

Присутствует ли крахмал в вашем клеевом карандаше? Теперь Вы можете сами проверить это.

Пришло время узнать, в каких же продуктах содержится крахмал. Предложите своему ребенку заполнить следующую таблицу:

Эксперимент 2 Ищем крахмал

Итак, мы узнали, что в картошке крахмал есть, а в огурцах – нет. Как же его теперь оттуда, из картошки, достать?

Полезным отправным пунктом может стать наблюдение того факта, что вода становится мутной, если в нее несколько часов положить продукты, содержащие крахмал.

Это становится особенно заметным, если в воде замочить зерна риса. Мутность означает, что из продукта в воду перешло некое вещество. Для того, чтобы показать это ребенку рекомендуем приготовить образец заранее – например, замочить риса в тарелке воды.

Эксперимент 3. Как достать крахмал из картошки?

Необходимые материалы:

  • 3-6 картофелин (в зависимости от размера)
  • 150 г кукурузной муки
  • Старые кухонные полотенца
  • 4 пластмассовых чашки среднего размера
  • 1-2 терки
  • 2 фарфоровых тарелки или термостойких кристаллизатора
  • Мерный стакан
  • Вода

1. Выберите один из продуктов (3-6 картофелин или 150 г кукурузной муки), измельчите его на терке, если это необходимо (в пластмассовой или металлической чашке).

2. Добавьте 300 мл воды к измельченным продуктам в чашке и перемешайте стеклянной палочкой.

3. Накройте вторую чашку кухонным полотенцем, вылейте смесь на полотенце и отожмите воду (жидкость). Соберите жидкость в чашку.

4. Поместите оставшуюся смесь в первую чашку, повторите этапы 2 и 3, но используйте только 200 мл воды. Подождите пять минут и осторожно слейте воду. Оставьте белый осадок на дне чашки.

5. Переложите осадок на тарелку и поместите ее в духовой шкаф при температуре 180°C (350°F) на 20 минут.

Удобно, если у вас есть духовка, в которой можно высушить полученный крахмал. Наиболее эффективно крахмал можно получить из картофеля, который можно очистить от кожуры или использовать с кожурой. После этапа сушки на тарелке останется плотное вещество беловатого цвета: крахмал.

Эксперимент 3 Как достать крахмал из картошки?

В самом начале, в первом эксперименте, мы узнали, что при соединении крахмала с водой образуется клейкое вещество. Но это вещество еще непригодно для использования в качестве клея. Для этого с полученной смесью необходимо проделать еще несколько действий.

Во-первых, из этого эксперимента ваши дети узнают, что при нагревании с водой крахмал превращается в желеобразную клейкую пасту. Во-вторых, они узнают, что для хорошего клея нужна правильная консистенция.

Спросите своего ребенка, как он думает – что нужно сделать с крахмалом, чтобы он стал более клейким.

Эксперимент 4. Делаем пасту из крахмала

Необходимые материалы:

  • Крахмал, полученный в эксперименте ранее, или готовый кукурузный крахмал (свой, конечно, использовать гораздо интереснее)
  • 1-2 огнеупорных стеклянных стакана или кастрюли
  • Плитка, двухконфорочная плита или духовой шкаф
  • 1-2 стеклянных палочки или ложки для перемешивания
  • 1 термометр

Для приготовления крахмальной пасты необходимо смешать 1 г (¼ чайной ложки) крахмала, полученного учениками, с 5 мл (1 чайной ложкой) воды и нагревать при температуре около 80°C на плитке до тех пор, пока смесь не начнет прилипать к палочке или к ложке. Крахмал набухает при нагревании. Набухание вызвано тем, что растворитель (вода) поглощается под воздействием силы капиллярности, а затем испаряется. Примерами из повседневной жизни могут служить приготовление пудинга или густых соусов. Если на этапе получения крахмала его было получено недостаточно, можно добавить немного кукурузного крахмала.

Итак, у нас есть крахмальная паста. Можем ли мы начать склеивать ей различные поверхности? Почти!

Эксперимент 4 Делаем пасту из крахмала

Держитесь, мы почти закончили!

Что же отделяет нас от настоящего клея? Попробуем сделать следующее:

1. Поместите крахмальную пасту на кончике лопатки в лабораторную пробирку, добавьте 5 мл воды, закройте пробирку пробкой.

2. Встряхивайте пробирку в течение примерно 30 секунд.

3. Повторите процесс с веществом, из которого изготовлен клеевой карандаш.

Скажите, в чем была разница? Не было у вас ощущения, что материал, из которого изготовлен клей-карандаш, вспенился совсем как... мыло?

Что же, попробуем приготовить крахмальную пасту, но, на этот раз, с добавлением мыльной стружки.

Эксперимент 5. Готовим клей-карандаш

Необходимые материалы:

  • Крахмал, полученный учениками, или готовый кукурузный крахмал
  • 1 кусок мыла, без отдушки, если возможно
  • 1-2 огнеупорных стеклянных стакана или кастрюли
  • Плитка, двухконфорочная плита или духовой шкаф
  • 1-2 стеклянных палочки или ложки для перемешивания
  • 1 термометр

Измельчите примерно четверть куска мыла, используя терку для картофеля.

В стакане объемом 150 мл растворите 1 г (¼ чайной ложки) натертого мыла 14 мл (1 чайная ложка) воды с максимальной тщательностью; в результате должна получиться мыльная пена.

Добавьте 4 г (1 чайная ложка) крахмала к мыльному раствору и тщательно перемешайте с помощью стеклянной палочки.

Нагрейте смесь на плитке до температуры 80°C (175°F), периодически перемешивая смесь стеклянной палочкой.

Что у Вас получилось? Можно ли как -то поменять свойства получившийся массы?

Повторите этапы со 2 по 4, используя 2 г (½ чайной ложки), 3 г (¾ чайной ложки) и 4 г (1 чайную ложку) мыла.

Варьируя количество мыла, которое вы используете, вы можете приготовить клей абсолютно любой консистенции.

Итак, мы только что приготовили настоящий клей-карандаш. Неужели это не было интересным? Остальные опыты ваши маленькие исследователи смогут провести на занятиях «Мира Исследователей «Хенкель». Узнать о месте и времени проведения занятий, а также записать своего ребенка на них Вы можете на сайте программы

Материалы по теме
Интересное
Эта подборка книг издательства Самокат – о них, о героях без доспехов.
Развлечения
Мы решили присоединиться к традиции и отметить вместе с вами День Книги, вспомнив героев и героинь из сказок и легенд. Эти
->