«Не ной! Не шуми! Прекрати!»: почему ребенок не реагирует на эти слова и чем их заменить

«Не ной! Не шуми! Прекрати!»: почему ребенок не реагирует на эти слова и чем их заменить - слайд

© Лиза Стрельцова

Сокращение негативных формулировок сделает общение с ребенком понятнее и поможет сохранить его самооценку

Многодетная мама и создательница сайта для родителей Extremely Good Parenting, Кара Карреро, объясняет разницу между позитивными и негативными формулировками и рассказывает, почему родителям важно обращать внимание на язык, который они используют для общения с детьми.

«Нет», «нельзя», «перестань», «не надо так делать», «прекрати» — все это примеры негативных высказываний, которые родители обычно произносят, чтобы вводить ограничения, устанавливать границы и корректировать поведение ребенка. По словам Кары Карреро, использование подобных отрицаний имеет целый ряд недостатков.

Негативные формулировки не предоставляют альтернативы

Главная проблема с негативными формулировками заключается в том, что они недостаточно конкретны, и не всегда позволяют ребенку понять, что именно нужно перестать делать и что можно сделать вместо нежелательной активности. Для маленького ребенка задача самостоятельного переключения внимания и придумывания альтернативы слишком сложна. И поэтому негативная формулировка родителя с большей вероятностью вызовет у него фрустрацию, отрицательно скажется на его уверенности в себе или будет просто проигнорирована. Подход, который предлагает Кара, предлагает направить внимание ребенка на желательное изменение.

Например, если ребенок бросил игрушку и попал в вас, вместо того, чтобы крикнуть: «Не делай так!», можно назвать свои чувств и озвучить просьбу: «Ой, мне было больно, пожалуйста, следи за своими игрушками лучше» или попросить играть в определенном месте (другой комнате).

Негативные формулировки отрицательно сказываются на самооценке

Постоянно слышать отказы, негативные оценки своего поведения и требования «не делать так», «прекратить», «перестать» тяжело для любого человека, а для ребенка особенно. Детям может начать казаться, что любые их действия неправильны и недопустимы, а они сами — «плохие». Это само по себе может негативно повлиять на уверенность в себе, а если ребенку не предложен вариант того, как можно сделать по-другому, то он остается в состоянии парализующего непонимания.

Исследования показывают, что даже когда человек просто слышит «нет», в организме выделяются гормоны стресса, которые негативно сказываются на работе мозга, мешают проявлению и развитию креативности и мышления, вызывают тревогу и просто портят общение. Поэтому родителям рекомендуется использовать слова, которые выражают строгий запрет, только в случаях опасности, когда это действительно необходимо.

Негативные формулировки сложнее правильно услышать

Другая причина того, что негативные формулировки менее действительны, чем положительные, заключается в том, что их сложнее услышать правильно. Предложения, которые содержат отрицания, требуют большей сосредоточенности и внимательности. На лету дети могут услышать только часть вашей просьбы и воспринять вас совсем не так, как вы бы хотели.

Из исследований лингвистов известно, что люди в повседневной жизни редко сосредоточенно слушают все, что им говорят. Вместо этого наш мозг интуитивно достраивает смысл услышанного высказывания, часто пропуская его начало.

Поэтому вместо того, чтобы сказать «я не могу сейчас с тобой говорить», когда ребенок обращается к вам во время телефонного разговора, можно ответить так: «сейчас я разговариваю по телефону и смогу поговорить с тобой немного позже». В силу того, что внимание ребенка обычно рассеянно, в первом случае его мозг «выцепит» из вашей фразы «могу», «сейчас», «говорить», тогда как во втором случае он услышит еще и про «телефонный разговор», и про «немного попозже».

«Следуя той же логике, если я увижу, что моя дочь играет слишком близко к дороге, я не буду кричать “Не выходи на дорогу!”», — пишет Кара и предлагает вместо этого говорить: «Подойди ближе к дому/ко мне/к папе» или в случае опасности: «Это опасно, иди ко мне».

Вот еще несколько примеров того, как можно переформулировать негативные высказывания родителей в позитивном ключе:

? «Не трогай» — «Держи руки при себе» или «Дай мне руку»

? «Не говори так» — «Выбери другие слова»

?«Прекрати ныть» — «Скажи словами»

?«Я не слышу тебя» — «Скажи громче»

?«Я не куплю тебе этого» — «Давай вместо этого мы сделаем/пойдем… »

?«Не расстраивайся» — «Это нормально, что ты так себя чувствуешь… »

?«Это не твое, не трогай» — «Это папино, давай я дам тебе что-то другое»

? «Прекращай играть» — «Мы должны идти»

Ограничения и отказы являются нормальной частью общения с ребенком, однако важно не только то, что говорит родитель, но и то, как он это делает. Подход с позитивными формулировками предлагает уделять больше внимания тому, что в итоге услышит ребенок, учитывая особенности его повседневной активности и восприятия.

На то, чтобы привыкнуть к такому способу общения родителю потребуется время, больше внимательности и терпение к себе, и самое главное — много практики.

Материалы по теме
Интересное
Косметика – это то, что может и должно объединять маму с дочкой. Но иногда она может стать и яблоком раздора.
Психология
Мы всегда уверены, что справимся лучше. Мы правильно воспитаем ребенка, задарим подарками, согреем любовью. И странно, если после этого...
->