«Нормальный ответ приходит, когда все неправильные слова уже сказаны»: колонка о сложных вопросах, которые нам порой задают дети

 «Нормальный ответ приходит, когда все неправильные слова уже сказаны»: колонка о сложных вопросах, которые нам порой задают дети - слайд

© Лиза Стрельцова

Честный разговор с ребенком необходим, хоть и труден

Дети задают много вопросов взрослым. Порой смешных и забавных, а иногда — серьезных и даже страшных. И мы не всегда оказываемся готовыми на них отвечать. Во всяком случае, развернуто, с учетом возраста ребенка, по максимуму объективно и беспристрастно. Наша колумнистка Ира Зезюлина рассказывает о своем опыте поиска ответа на вопрос своей трехлетней дочери о войне.

Сегодня дочь спросила у меня, что такое война. Я не знаю, откуда в голове трехлетней девочки появился такой вопрос, но он оказался неожиданным. А ведь я думала, меня ничто не удивит. Я же продвинутый родитель – из тех, кто не будет придумывать ребенку истории про дядьку на облаке, который всех нас туда заберет, не станет нервно хихикать при слове «вульва», объясняя, что это такое, и в целом родитель, готовый отвечать, а не отмахиваться классическим «вырастишь – поймешь». А тут на тебе, ВОЙНА.

Наш диалог напоминал боксерский поединок спортсменов в разных весовых категориях:

- Мам, а что такое война? (*хук слева*)

- Ну, это когда одни люди делают очень плохо другим. (*уклон влево*)

- А зачем они делают плохо? (*хук вправо*)

- Потому что каждый думает, что он прав, но они не могут найти решение словами. (*уклон вправо*)

- А как они делают плохо? А кому они делают плохо? А где война сейчас? Покажи войну! (*перекрестный удар*)

Все, я в нокауте и мямлю что-то про «подрастешь – поймешь».

Ну серьезно. Одно дело читать о том, как говорить с детьми на сложные темы, другое это все проговаривать в реальной жизни. Получается не как в книжке, а нормальный ответ приходит, когда все неправильные слова уже сказаны.

Родители каждый день сталкиваются со сложным выбором: что говорить, как говорить, о чем лучше пока помолчать. Это трудно, но куда лучше, чем делать вид, что этих вещей не существует. Еще лет 30 назад список тем, о которых говорили с детьми был куда скуднее – больше о правилах поведения в обществе и любви (к Родине, естественно). Нас не учили понимать свои чувства, знать свое тело, отстаивать личные границы, не бояться говорить о проблемах. «Мойте руки с мылом и слушайтесь взрослых!» – вот и все. Поэтому сейчас так много людей очень чистыми ладошками, которые не знают, чего хотят от жизни.

Раньше нас учили думать о других, но забыли рассказать, как думать о себе. Потому я считаю важным говорить с ребенком на сложные темы: о сексе, религии, войне, о том, что мальчики тоже могут носить розовое, если им это нравится, а девочки вольны быть кем хотят, а не только учительницей или медсестрой. Нет, никто не сажает ребенка на диван со словами: «А сейчас мы будем говорить о сексе». Просто если поступает вопрос, я слушаю и ищу подходящие слова. Да, это сложно. Да, иногда это разрывает сердце. Но нельзя отмахиваться, иначе ребенок поймет, что тут ответов нет, и найдет их в другом месте.

Один раз дочь спросила, что мы будем делать с папой, если она погибнет. У меня сразу заслезились глаза и по рукам пробежала мелкая дрожь. Потому что такие мысли мы отгоняем от себя, верим в хорошее и надеемся, что с нами такое не произойдет. Но ребенок искренне ждет ответа, ему важно его получить. Я проглатываю ком в горле и говорю: «Мы будем очень грустить». Ей три года, такой ответ ее устроил, и мы пошли дальше бросаться слаймами. А ведь могла просто сказать «не дури голову!», налить себе бокал вина и считать себя отличной мамой. Но я продолжаю подбирать слова и вот уже почти сутки ищу нужные, чтобы мягко объяснить трехлетнему человеку, что война – это насилие и смерть. Пока не нашла.

Материалы по теме
Интересное
Психология
Когда наши дети рыдают, это поднимает очень сильные эмоции, напоминает о наших собственных детских травмах.
Психология
Какие же вещи взрослые считают своим неотъемлемым правом, но не разрешают детям?
->