Почему американские дети не гуляют на улице

Почему американские дети не гуляют на улице - слайд

Отрывок из книги «Не бывает плохой погоды»

Линда Окесон-Макгерк, шведка, которая живет с семьей в США, написала книгу «Не бывает плохой погоды. Книга о том, как вырастить здоровых, выносливых и уверенных в себе детей: секреты скандинавской мамы». В ней она рассказывает о пользе длительных прогулок и игр на свежем воздухе, а также дает рекомендации по тому, как это все организовать. Мы попросили издательство «Попурри», которое выпустило книгу на русском языке, предоставить нам отрывок под названием «Несостоявшаяся перемена на улице», где на примере американской школы, куда ходит дочь Линды, рассказывается, почему прогулки критически важны и насколько неправильно лишать их детей.

Игры на свежем воздухе имеют решающее значение не только для воспитания в детях бережного отношения к окружающей среде, но и для их физического развития. ВОЗ называет детское ожирение «одной из самых серьезных проблем в системе здравоохранения XXI века», поскольку к взрослому возрасту из-за него могут развиться такие заболевания, как диабет, ишемическая болезнь сердца и гипертония.

Достаточно заглянуть в среднестатистический класс американской начальной школы, чтобы оценить масштабы катастрофы. Вот что говорит по этому поводу педиатр моих дочерей доктор Шон Шарма:

— Еще поколение назад в классе из двадцати человек был лишь один или два ребенка с диагнозом «ожирение». Сегодня ожирение настолько распространенное явление, что теперь из общей массы выделяются дети с нормальным весом. Наши ожидания изменились: лишний вес — теперь новая норма.

Статистика Центра по контролю и профилактике заболеваний показывает, что за последние тридцать лет количество случаев ожирения почти утроилось среди детей и выросло в четыре раза среди подростков. В 1980 году около семи процентов американских детей в возрасте от шести до 11 страдали ожирением; в 2012 году этот показатель составил уже почти 18 процентов.

В возрастной группе 12–19 лет уровень ожирения за тот же период вырос с пяти процентов почти до 21 процента. Если добавить сюда данные по лишнему весу, то получится, что каждый третий ребенок в США страдает либо одним, либо другим, то есть вероятность встретить здесь ребенка с ожирением в шесть раз выше, а с лишним весом — почти в два раза выше, чем в Швеции.

Кроме того, примерно у 11 процентов американских детей в возрасте от четырех до 17 лет диагностирован СДВГ, тогда как в Швеции лишь у трех-шести процентов школьников наблюдаются симптомы, соответствующие данному диагнозу. И хотя в последние годы в Швеции его тоже стали ставить чаще, тенденция не настолько выраженная, как в США.

Если учесть количество детей с расстройствами аутистического спектра, получается, что каждый шестой американский ребенок имеет отклонения в развитии, что, по данным одного исследования, соответствует 17-процентному росту данного показателя с 1997 по 2008 год. Тем временем количество случаев миопии, то есть близорукости, выросло с 25 процентов в 1971–1972 годах до 42 процентов в 1999–2004 годах.


Главным виновником данной трагедии считается тот факт, что дети стали проводить гораздо больше времени в четырех стенах. Растет также количество сенсорных нарушений, и сейчас рекордное количество детей — даже дошкольников — нуждается в помощи эрготерапевта, логопеда и физиотерапевта.


Игры на свежем воздухе помогают бороться с ожирением, сенсорными нарушениями и миопией, кроме того, по данным многих исследований, общение с природой смягчает проявления СДВГ. Между тем складывается впечатление, что во многих регионах США кто-то вставляет палки в колеса активным сторонникам такого времяпрепровождения.

Здесь отсутствуют унифицированные правила для детских дошкольных учреждений касательно прогулок на свежем воздухе и соответствующие культурные традиции, из-за чего малыши в детских садах бóльшую часть времени проводят перед экраном телевизора или с планшетами и игровыми приставками в руках, вместо того чтобы наслаждаться общением с природой.

Неоднократно я видела, как малышей усаживают в автокресла прямо перед телевизором, который может предложить их любознательному взгляду и развивающемуся уму лишь бесконечную череду мультфильмов и телерекламы. Школьники тоже оказываются не в лучшем положении, поскольку подвижная перемена — возможность активного отдыха на улице, которую я принимала как должное, в американских школах вообще может отсутствовать.

Поэтому, когда Майя начинает ходить в подготовительную школу, которая, к слову, в Индиане загружает детей по полной программе, я облегченно вздыхаю, узнав, что у них каждый день будут две пятнадцатиминутные перемены на улице. Прогулки будут проводиться и в начальной школе, как минимум до конца второго класса. И при условии хорошей погоды. Теоретически дети должны выходить на улицу, если там не холоднее минус шести градусов и нет холодного ветра. Но на деле я вижу, что из этого правила часто делаются исключения, и наступление зимы воспринимается не как призыв бежать на улицу лепить снеговиков и делать снежных ангелов, а, скорее, как сигнал к тому, чтобы достать планшеты.


Более того, подвижную перемену могут отменить не только из-за погоды: к моему несказанному удивлению, таким способом иногда наказывают весь класс за проступок нескольких детей, такой как разговоры во время завтрака или игнорирование слов учителя.


Бывает и альтернативное наказание за те же «преступления»: первую половину прогулки весь класс или отдельные дети неподвижно стоят на асфальтированной площадке вдоль специальной желтой линии. Когда это произошло впервые, я не придала значения, решив, что Майя могла что-то неправильно понять. Но, как оказалось, такие случаи не единичные.

Подобные ограничения на прогулки на свежем воздухе вовсе не уникальное изобретение Майиной школы. Такое ощущение, будто по всей стране против них проводится массированная атака. По данным одного исследования, в 1989 году 96 процентов начальных школ США каждый день проводили подвижную перемену на улице, но за последние двадцать пять лет ситуация кардинально изменилась: многие школьные округа сократили ее продолжительность или вообще отказались от нее.

Сегодня лишь в 40 процентах американских школ устав четко оговаривает политику в отношении активных перемен на свежем воздухе. Получается, что представители национальных меньшинств и бедные дети имеют меньше шансов на такой отдых, чем белокожие и более состоятельные ученики.

Вскоре Майя начинает жаловаться, что они слишком редко выходят на улицу. Адаптация к подготовительной школе после детского сада идет нелегко, и по дороге домой дочка часто капризничает от усталости. Перемены, которые они проводят в помещении, не дают ей полноценного отдыха.


— Мне не нравится целый день сидеть в классе. Это скучно, — однажды сказала она, а потом, расстроенная, добавила: — Ненавижу школу.


Я пытаюсь поговорить с учителями о том, что дети слишком мало времени проводят на свежем воздухе, и оказывается, что некоторые из них тоже недовольны.

— Мы стараемся выходить каждый день, если на улице не слишком холодно и нет дождя, — говорит одна из них. — Но бывает так, что мы не гуляем целую неделю, и это ужасно, ведь детям некуда деть энергию. Для подвижных игр внутри недостаточно места, и в итоге мы просто включаем им мультфильмы.

Есть и другая беда: некоторые дети приходят в школу без соответствующей верхней одежды. Школа старается найти им перчатки и шапки, но бывает, что родители приводят их даже без курток.

По словам учителей — и к моему удивлению, — отношение родителей к играм на свежем воздухе за последние годы тоже изменилось.

— Родители жалуются на учителей, если те ведут детей на улицу в холодную погоду, — рассказывает одна учительница. — Некоторые вечером приезжают пораньше и если видят нас на площадке под моросящим дождем, то звонят директору и требуют, чтобы детей увели в помещение. Бывает, что и дождя не нужно — достаточно затянутого тучами неба.

Родительское беспокойство, в свою очередь, подогреваем страх школьной администрации перед судебными исками. Что, если Джонни поскользнется на льду или у Лизы замерзнут пальчики, когда она будет держаться за поручни горки? Лучше перестраховаться, чем потом жалеть.


А самый безопасный вариант — оставить детей в классе и дать им планшеты. Неудивительно, что многие дети разучились играть в дворовые игры.


— Они даже не знают, что такое «Али-Баба», а в мое время дети ее так любили, — говорит мне одна учительница. — Однажды я решила научить их, но меня отвели в сторону и сказали: «Вы же понимаете, что они больше не должны в это играть?» Кажется, кто-то сломал руку, поэтому теперь детям не разрешаются подобные развлечения.

Еще более жесткие ограничения накладываются на игры, так или иначе связанные с мячами, снегом или льдом. Снежки, «Царь горы», катание по замерзшим лужам — все это под запретом во имя безопасности. Учителя оказываются в затруднительном положении, и не только в подготовительной школе моей дочери. «Не люблю снег, потому что на прогулке я тогда только и делаю, что сную между детьми и предостерегаю их от быстрых и резких движений», — рассказывает женщина, сорок лет проработавшая в одной из местных школ. На мой вопрос, можно ли детям играть на льду, она лишь горько усмехается:

— На льду? Однажды наш ученик поскользнулся и ударился головой. У него выскочила шишка, его отвели в медпункт. С тех пор никакого льда. Все ради безопасности.

Мои разговоры с администрацией Майиной школы об организации прогулок на улице ни к чему не приводят, поэтому я делаю попытку рекламировать плюсы игр и обучения на свежем воздухе нашей родительско-учительской ассоциации. Уличные классы только начинают набирать популярность, и на одном из собраний я предлагаю организовать такое пространство, где дети могли бы приобретать практический опыт в естественной среде.

Представьте себе сад с бабочками! Уголок чтения! Дорожку из камней! Зону для строительства! Реакция некоторых родителей варьируется от молчания и легкого скептицизма до откровенного противостояния. Однако глава ассоциации с осторожностью поддерживает меня, и находится союзница среди педагогов, которая в восторге от моей идеи.

В следующем учебном году я начинаю действовать. Провожу опрос среди педагогов, приглашаю дизайнера и составляю смету. Чуть больше половины педагогов поддерживают мою идею, но многих беспокоит один вопрос: как найти время для уроков на свежем воздухе в своем и без того перегруженном расписании?

— Я уверена, что уличные уроки были бы полезны детям во всех отношениях, — пишет одна учительница. — Но нам вряд ли уменьшат требования по учебной нагрузке, поэтому даже не представляю, как мы будем проводить такие уроки.

Глава ассоциации поручает троим педагогам разработать план организации уличного класса на лужайке в северной части пришкольной территории. Но идея тормозит, не успев набрать обороты, и в конечном итоге проект затухает. На одном из последних в этом году собраний родительско-учительской ассоциации двое родителей предлагают заасфальтировать лужайку и устроить на ней автомобильную парковку. Случайно встретив знакомую маму из ассоциации, я узнаю, что в итоге решено потратить бюджет на техническое оснащение.

— Мы купили комплект недорогих ноутбуков для учеников второго класса. Первоклашки и дети из подготовительной школы тоже смогут пользоваться ими, — говорит она. Видимо, на моем лице слишком явно читается разочарование, потому что она, пожав плечами, добавляет: — В такое время живем, сама понимаешь.

Одежда по погоде

Если ребенку комфортно, он может гулять на улице часами, поэтому стоит потратиться на качественную верхнюю одежду и обувь. Если вещи крепкие, то они потом будут переходить от старших детей младшим.

Как именно одевать ребенка на улицу, зависит от того, чем и где он будет заниматься. Например, если планируется длительная прогулка по горным тропам или иная энергичная деятельность, то нужно тщательнее продумывать слои одежды, чем для игр во дворе возле дома. Возраст ребенка тоже имеет значение, поскольку малыши меньше двигаются и быстрее замерзают. Помните, что в некоторых регионах погода переменчива, и на длительные прогулки всегда берите с собой запасную одежду.

В целом детская одежда для игр на улице должна отвечать следующим требованиям:

защищать от негативного воздействия природных стихий (ветра, солнца, влаги, холода и т. п.);

быть износостойкой;

легко надеваться и сниматься;

быть достаточно просторной и не сковывать движения.

Зима

В холодную погоду очень важно следить за тем, чтобы на ребенке было несколько слоев одежды:

Первый слой, базовый, регулирует температуру тела и сохраняет его сухим. Обычно он плотно прилегает к телу. Термобелье из шерсти мериноса, синтетических волокон или их сочетания лучше всего справляется со своими задачами в непосредственной близости к коже, поскольку эти материалы отводят с нее пот. В отличие от них, хлопок впитывает влагу, отчего ребенок становится мокрым и замерзает.

Средний слой выполняет функцию теплоизоляции, удерживая выделяемое телом ребенка тепло в воздушных карманах между волокнами ткани. Этот слой может быть выполнен как из натуральных, так и синтетических волокон и часто представляет собой флисовую кофту или пуховый жилет.

Наружный слой должен быть водо- и ветронепроницаемым, но пропускать воздух. К тому же он должен быть износостойким и, как правило, изготавливается из полиамида или нейлона, предпочтительно с дополнительными вставками в зонах, подвергающихся особым нагрузкам, таким как ягодицы и колени.

Для маленьких детей лучше всего выбирать слитные комбинезоны: они легки в надевании и не дают снегу забиваться под одежду. Специальные штрипки, цепляющиеся за обувь, удерживают брючины на месте. В темное время суток для игр на улице обязательны светоотражающие полоски на одежде или специальный жилет. Кроме того, необходимы непромокаемые зимние сапоги или резиновые сапоги с флисовой подкладкой, а также непромокаемые рукавицы с длинными манжетами и шапка.

Весна и осень

Принцип многослойности сохраняется, только слои становятся легче или уменьшается их количество.

В дождливую погоду оптимальный выбор — скандинавские дождевики, какие иногда можно увидеть в американских лесных школах. Комплект обычно состоит из комбинезона (брюк на подтяжках) и куртки. Изготовлен он из смеси полиуретана и полиэстера, прекрасно защищающих от ветра и дождя. При более низких температурах под дождевик можно надеть флисовую кофту. Добавьте пару резиновых сапог — и пусть ваш ребенок смело бороздит лужи и грязь.

В сухую погоду дайте ребенку обычные мембранные штаны и ветровку. Они защитят нижний слой одежды от грязи и повреждений.

Материалы по теме
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.