Почему дети бывают недовольны своей внешностью и что с этим делать

Почему дети бывают недовольны своей внешностью и что с этим делать - слайд

© shutterstock

Рассуждает психолог

И вот наступает момент, когда ваш прекрасный и самый красивый на свете ребенок вдруг начинает ненавидеть собственное отражение, часами рассматривать воображаемый прыщ, рыдать из-за несуществующего жира на животе и пытаться прикрыть волосами свои якобы слишком большие уши. И убедить его в том, что недостаток надуман, ну или не так уж ужасен, не выходит. Как быть — рассказывает психолог Майя Ишметова.

Майя Ишметова

Психолог портала «Я — Родитель»

Многие взрослые уже с трудом вспоминают те времена, когда форма носа или ушей была главной проблемой в жизни. Но для ребенка, особенно подросткового возраста, недостатки его внешности, точнее особенности, которые видятся ему буквально уродствами — настоящая стена, которая, как ему кажется, отделяет его от свободного общения, любви и счастья. И переубедить их практически невозможно.

Проблема непринятия себя относится к эмоциональным расстройствам и носит название «дисморфомания». Признаки такого расстройства у взрослых — это «хлеб» пластических хирургов.

Чаще всего отвержение себя из-за особенностей внешности свойственно подросткам, но в последние десятилетия комплекс заметно молодеет и высказывания «я толстая/толстый», «у меня слишком большой/маленький нос/рот/уши/рост» и т.д. можно услышать чуть ли не от дошкольников. Причин тому может быть множество. Это может быть несоответствие «идеалу», в том числе и вымышленному, мультипликационному, компьютерному или даже кукле.


Может быть ребенка дразнят в детском коллективе, может быть взрослые позволяли себе нелестные высказывания.


Бывает так, что ребенку кажется, что сверстник, который считается «крутым», выглядит иначе. Бывает, что объект симпатии противоположного пола не обращает внимания, и ребенок начинает искать причину во внешности. Иногда причины вовсе лишены драматизма. Например, у вполне стройной девочки очень худая подружка, и девочка, глядя на нее, считает себя толстой. В любом случае имеет место сравнение. Либо с существующим «идеалом», либо с представлением о том, каким ребенку следует быть.

Как понять, что у ребенка признаки недовольства собственной внешностью?

  • ребенок открыто говорит о своем недовольстве;
  • ребенок часто подолгу рассматривает себя в зеркале и остается недоволен;
  • ребенок долго и тщательно наряжается, а потом резко передумывает, нервничает и переодевается во что-то неброское;
  • начинает носить что-то неопределенного цвета и кроя;
  • стесняется фотографироваться;
  • развешивает на стенах своей комнаты постеры с изображением «идеалов». Например, мальчики украшают стены изображением силачей с накачанными бицепсами и гордым или агрессивным выражением лица и т.д.

Важно быть чуткими родителями, наблюдать происходящие перемены и действовать не спеша, без нажима и свое «взрослое» мнение и предложения не высказывать как «истину в последней инстанции». Авторитет родителей для подростка, особенно в вопросах внешности, как правило, весьма шаток.

Вообще, положительное восприятие себя нужно воспитывать с раннего возраста. О недостатках внешности и вообще о частях тела говорить оценочно не стоит. Совсем. Никаких «мой толстенький хомячок», «моя пухлая булочка», «мой ушастик» произносить нельзя.

Если вы заметили признаки недовольства своей внешностью у ребенка, то первое, чего не стоит делать, это отмахиваться или пытаться разубедить и спорить с наличием недостатка. Не надо также «утешать» — дети чувствуют фальшь, особенно подростки.


Если говорить, что душевные качества куда важнее красоты, ребенок не поверит и подумает, что вы уходите от проблемы, возможно потому, что она слишком велика и неразрешима.


Фраза, что вы любите его и таким, тоже для подростка звучит как приговор пожизненного личного одиночества. Нужно действовать тонко и по ситуации. Тело подростка меняется, так что можно сказать — ты же понимаешь, что это не навсегда.

Знаешь какая/какой я был (а) в твоем возрасте? А потом все прошло, но и даже когда я так выглядел (а) на меня смотрел мальчик/девочка из параллельного класса, а я стеснялась/стеснялся, а зря… То есть неплохо бы дать понять, что явление, которое так расстраивает ребенка, может пройти, что это не навсегда. В некоторых случаях это требует участия ребенка. И, возможно, вашего.

Итак, ребенок дал понять, что он сам себе не нравится. Например, что он толстый. Или у него с носом, ушами или губами что-то не так. Не надо говорить ему — «ты не толстый». Или «ничего такого я не вижу на твоем носу». Ни в коем случае не надо критиковать его или его одежду, моду и его «идеал».

Ребенок еще больше закроется и будет страдать сильнее, потому что он давал вам сигнал о том, что ему нужна ваша поддержка. Лучше поискать решение вместе. Следует объяснить, что красота не требует никаких жертв, а требует некоторых усилий.

Что диеты не помогут стать красивой, а только испортят здоровье и психику. Но порекомендовать здоровое питание и вместе на него перейти — вполне можно. Стоит сообщить, что друг стройной фигуры не голод, а движение. Так что можно подарить красивую одежду для фитнеса и предложить отправиться на занятия. Вместе или отдельно — смотрите по ребенку. Одним легче пойти в бассейн с мамой или в тренажерный зал с отцом, а некоторым легче начать заниматься дома, до первых результатов, когда стеснение немного пройдет. Стоит также привлечь внимание к уходу за собой — чистоте одежды, тела и личной гигиене.

Стоит также обратить внимание ребенка на «звезд», имеющих подобные особенности лица или тела. Например, когда-то одноклассница сказала мне, что у меня некрасивая форма носа. Я сообщила маме о своем желании сделать пластическую операцию. Мама показала мне актрис и фотомоделей с похожими носами. Это были Линда Евангелиста и Милла Йовович. Она сказала, что сотни девочек мечтают сделать операцию, чтобы получить такой нос! Забавно, не правда ли. Я весьма быстро передумала и начала гордиться своим носом, «утерев нос» бестактной однокласснице.

Можно поискать решение, как с помощью макияжа или удачной стрижки минимизировать «недостаток». Благо в интернете достаточно мастер-классов. Кроме того, можно посетить косметолога и стилиста. Поэкспериментировать с прической, макияжем и стилем одежды, подчеркивающим достоинства и индивидуальность. Подобрать эффективную ухаживающую и декоративную косметику. Помочь развить в ребенке вкус и чувство стиля. Совершить «путешествие во времени» и посмотреть, как менялись идеалы красоты в разные времена.


Важно показать, что ребенок не одинок, и если подойти к проблеме творчески, ее вполне можно решить без всяких жертв.


Материал подготовлен для нашего издания порталом «Я — Родитель» в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я – родитель» уже много лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов — и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

Впервые текст был опубликован 24 января 2018 года.

Материалы по теме
Интересное
Развитие
Упражнения, задания и прикольные идеи от педагога-психолога Ломоносовской школы
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.