© Фото Wikipedia
И какой этому стихотворению должен быть найден противовес
В российской школьной программе до сих пор довольно много сексизма. Литературный критик Наталья Бесхлебная, ведущая канала mamarnazi в Телеграме, обратила внимание на стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», которое дети проходят в восьмом классе на уроках литературы.
Главную героиню автор называется «дурнушкой», а красота, как пишет журналистка, «понимается в некоем анатомическом фашистском смысле: гладкие, так называемые „правильные“ черты — красиво, все остальное — лягушка (с огнем внутри или нет)». Лучшего примера объективации женщины и сведения всей ее сущности исключительно к внешнему благообразию, на русском языке, пожалуй, и правда трудно найти.
Несмотря на то, что красота — это относительное понятие, стихотворение Заболоцкого отчетливо напоминает, что мы до сих пор существуем в системе координат, в которой все лица и тела строго поделены на так называемые «красивые» и «некрасивые», и особенно от этого достается девочкам и женщинам. И хотя это довольно архаичное деление, выйти из такой системы действительно трудно.
Бесхлебная рассказала в своем посте об опыте переосмысления эмблематичного стихотворения Заболоцкого современными поэтами — несколько лет назад в издательстве «Кабинетный ученый» вышел сборник кавер-версий «Некрасивой девочки» (подробнее об этой книге вы можете прочитать здесь).
В одном из этих каверов, феминистка и поэтесса Оксана Васякина говорит об опыте унижения, пережитом ей во время чтения текста Заболоцкого на экзамене в театральном институте. Ее героиня чувствует себя «некрасивой тучной девушкой» и забывает слова на сцене. В конце исповеди Васякина и вовсе признается — она считает, что «…стихотворение Заболоцкого со всеми его замашками/ на рассуждение о красоте/ на самом деле педофильское стихотворение».
«В идеальной школьной программе я бы изучала два эти текста рядом. А в качестве нейтрального противовеса добавила бы к ним еще один из той же книги „кавер-версий“. Эксперимент Елены Баянгуловой — произведение, целиком составленное из оглавлений в томике Заболоцкого», — предлагает Бесхлебная. Баянгулова, в частности, в комментарии к собственному тексту говорит о том, что, возможно, в настоящее время Заболоцкий бы уже и не написал настолько сексисткого стихотворения, потому что этика довольно сильно изменилась. Но в 1955 году (когда и появилась «Некрасивая девочка») его строчки еще никому не казались дикими.
О том, что не все стихи советских поэтов нужны современным детям, мы писали уже не раз: например, вот несколько стихотворений Бориса Заходера, которые лучше убрать из детской библиотеки.