Все не так просто!
В журнале The Conversation вышла большая статья психолога Рохана Капитани о том, почему дети верят в Санта-Клауса, и какие психологические обоснования стоят за этой доброй рождественской традицией. Мы перевели для вас статью с некоторыми сокращениями, заменили Санта-Клауса на Деда Мороза, а Рождество на Новый год — и теперь вы тоже можете разобраться в том, почему дети так старательно верят в седобородого добряка с подарками, и что за этим стоит.
Мы изо всех сил стараемся поддерживать легенду о том, что где-то далеко на Севере живет высокий мудрый старец — Дед Мороз, который получает письма и слышит желания всех детей во всем мире. Он путешествует со своей внучкой (и никто никогда не слышал о его детях), любит стишки и песенки, носит с собой волшебный посох и бездонный мешок, а ровно в полночь прячет долгожданные подарки под елку в каждом доме.
Почему дети продолжают верить в этот абсурд? И как это помогает нам разобраться, в какой момент дети начинают различать реальное от вымышленного?
Вам может показаться, что дети готовы поверить в любую выдумку, но это не так. И, как бы странно это ни звучало, дети вполне способны скептически и с недоверием относиться к различным идеям. Чтобы заставить их поверить во что-то нереальное, необходимо приложить немало усилий для того, чтобы сделать это правдоподобным.
Психологи проводили эксперименты. Так, в эксперименте под названием «Принцесса Алиса» они говорили детям, что в помещении с ними находится невидимая принцесса, а затем выходили, чтобы посмотреть на реакцию детей. Некоторые из них верили и пытались взаимодействовать с невидимкой, но большинство с недоверием отнеслись к этому утверждению. Совсем не так сработала история про «Конфетную Ведьму». В этом эксперименте исследователи пришли в школу к детям и рассказали о Конфетной Ведьме, которая готова обменять их конфеты на подарки. Детям показали фотографию ведьмы и сказали, что они получат игрушку только в том случае, если смогут удержаться и не съесть конфеты (а это не так-то просто для малышей). Многие дети поверили в Ведьму и продолжали верить даже спустя год после эксперимента.
Эти истории доказывают, что для того, чтобы поверить во что-то невероятное, детям требуются доказательства и обоснования. А также усилия, приложенные взрослыми. Всегда проще поверить во что-то, вокруг чего много традиций, обрядов и атрибутов, чем во что-то совершенно неощутимое.
Исторически сложилось так, что единственным способом узнать что-то новое, что нельзя испытать на личном опыте, является получение информации об этом из проверенного источника. Прозвучит странно, но дети гораздо менее, чем взрослые, склонны объяснять произошедшее некими сверхъестественными причинами: им всегда нужны доказательства или обоснования из надежных источников. Когда речь идет о Новом годе и связанными с ним традициями, то здесь дети наблюдают за поведением взрослых, которые своим примером показывают отношение к празднику.
Дети видят, как мы наряжаем елку, украшаем дом, отправляем письма Деду Морозу, и понимают, что этот самый добрый волшебник, о котором так много говорят, должно быть, настоящий, иначе зачем родители все это делают? В данном случае действия оказываются важнее слов.
Дед Мороз — это в своем роде уникальный феномен в нашей культуре. Он требует участия в определенных ритуалах и традициях так, как не требует ни один другой вымышленный персонаж.
В случае с Дедом Морозом мы не просто утверждаем, что он существует, но совершаем множество конкретных действий, которые окажутся чрезмерными и бессмысленными в том случае, если мы врем. Дети чувствительно воспринимают все эти ритуалы: мертвое дерево в нашей квартире, гирлянды, праздничный стол. Они наблюдают за всеми предновогодними процессами и вовлекаются в них, что в результате трансформируется в веру: мама и папа не стали бы так заморачиваться, если бы Деда Мороза не существовало. Значит, он настоящий.