Почему дети на самом деле верят в Деда Мороза (научное объяснение)

Почему дети на самом деле верят в Деда Мороза (научное объяснение) - слайд

Все не так просто!

В журнале The Conversation вышла большая статья психолога Рохана Капитани о том, почему дети верят в Санта-Клауса, и какие психологические обоснования стоят за этой доброй рождественской традицией. Мы перевели для вас статью с некоторыми сокращениями, заменили Санта-Клауса на Деда Мороза, а Рождество на Новый год — и теперь вы тоже можете разобраться в том, почему дети так старательно верят в седобородого добряка с подарками, и что за этим стоит.

Мы изо всех сил стараемся поддерживать легенду о том, что где-то далеко на Севере живет высокий мудрый старец — Дед Мороз, который получает письма и слышит желания всех детей во всем мире. Он путешествует со своей внучкой (и никто никогда не слышал о его детях), любит стишки и песенки, носит с собой волшебный посох и бездонный мешок, а ровно в полночь прячет долгожданные подарки под елку в каждом доме.

Почему дети продолжают верить в этот абсурд? И как это помогает нам разобраться, в какой момент дети начинают различать реальное от вымышленного?

Дети рассудительны

Вам может показаться, что дети готовы поверить в любую выдумку, но это не так. И, как бы странно это ни звучало, дети вполне способны скептически и с недоверием относиться к различным идеям. Чтобы заставить их поверить во что-то нереальное, необходимо приложить немало усилий для того, чтобы сделать это правдоподобным.

Психологи проводили эксперименты. Так, в эксперименте под названием «Принцесса Алиса» они говорили детям, что в помещении с ними находится невидимая принцесса, а затем выходили, чтобы посмотреть на реакцию детей. Некоторые из них верили и пытались взаимодействовать с невидимкой, но большинство с недоверием отнеслись к этому утверждению. Совсем не так сработала история про «Конфетную Ведьму». В этом эксперименте исследователи пришли в школу к детям и рассказали о Конфетной Ведьме, которая готова обменять их конфеты на подарки. Детям показали фотографию ведьмы и сказали, что они получат игрушку только в том случае, если смогут удержаться и не съесть конфеты (а это не так-то просто для малышей). Многие дети поверили в Ведьму и продолжали верить даже спустя год после эксперимента.

Эти истории доказывают, что для того, чтобы поверить во что-то невероятное, детям требуются доказательства и обоснования. А также усилия, приложенные взрослыми. Всегда проще поверить во что-то, вокруг чего много традиций, обрядов и атрибутов, чем во что-то совершенно неощутимое.

Действия говорят больше, чем слова

Исторически сложилось так, что единственным способом узнать что-то новое, что нельзя испытать на личном опыте, является получение информации об этом из проверенного источника. Прозвучит странно, но дети гораздо менее, чем взрослые, склонны объяснять произошедшее некими сверхъестественными причинами: им всегда нужны доказательства или обоснования из надежных источников. Когда речь идет о Новом годе и связанными с ним традициями, то здесь дети наблюдают за поведением взрослых, которые своим примером показывают отношение к празднику.

Дети видят, как мы наряжаем елку, украшаем дом, отправляем письма Деду Морозу, и понимают, что этот самый добрый волшебник, о котором так много говорят, должно быть, настоящий, иначе зачем родители все это делают? В данном случае действия оказываются важнее слов.

Создать веру непросто

Дед Мороз — это в своем роде уникальный феномен в нашей культуре. Он требует участия в определенных ритуалах и традициях так, как не требует ни один другой вымышленный персонаж.

В случае с Дедом Морозом мы не просто утверждаем, что он существует, но совершаем множество конкретных действий, которые окажутся чрезмерными и бессмысленными в том случае, если мы врем. Дети чувствительно воспринимают все эти ритуалы: мертвое дерево в нашей квартире, гирлянды, праздничный стол. Они наблюдают за всеми предновогодними процессами и вовлекаются в них, что в результате трансформируется в веру: мама и папа не стали бы так заморачиваться, если бы Деда Мороза не существовало. Значит, он настоящий.

Материалы по теме
Интересное
Психология
Рассказываем, как объяснить ребенку, что деньги не на деревьях растут.
партнерский материал
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.