Почему малыши одержимы роликами на YouTube и что с этим делать

Почему малыши одержимы роликами на YouTube и что с этим делать - слайд

© Иллюстрация: Елизавета Стрельцова

Да-да, тут приходится снять белое пальто – наши дети подолгу зависают в YouTube. Если вы знаете, кто такие Макс и Катя, а также Рома и Диана, вашего ребенка YouTube точно не миновал. Ну да, часто это единственное спасение для уставшего родителя, и стесняться тут нечего. Но иногда так хочется, чтобы кроме бесконечных челленджей с конфетами ребенок посмотрел что-то еще. Но он упорно смотрит одно и то же. И дело тут, как выясняется, не только в консервативности тоддлеров.

Адриан ЛаФранс

редактор The Atlantic

Если бы у вас был трёхлетний ребёнок, вы бы сразу поняли, о чём идёт речь. Стоит дать ему планшет с YouTube, и через неделю вы поймёте, что он разобрался со всем и делает в свои три года с планшетом то, что вы и в 10 лет не смогли бы. Как у них это получается? И вот тут вполне уместно проанализировать, что такое YouTube с его коварными механизмами и авторы видео, которые эти механизмы активно эксплуатируют. Начнем издалека.

Как это работает

Видеоролики, которые появляются в приложении, генерируются алгоритмом рекомендаций YouTube, который учитывает историю поиска пользователя, историю просмотров, демографический регион, пол, возраст и другие отдельные данные. Алгоритм — это воронка, через которую выливается каждое видео YouTube.

Конечно, идеальная и релевантная выдача гарантирована только в том случае, если все правила поведения соблюдены. К примеру, если за планшетом ребёнок, то учётная запись должна быть настроена именно под нужную возрастную категорию, а не под аккаунт его родителей. В идеале это вообще должно быть приложение YouTube Kids.

Этот механизм рекомендаций представляет собой сложную схему из-за масштаба платформы. «Рекомендации YouTube несут ответственность за то, чтобы помочь более чем миллиарду пользователей вычленить персонализированный контент из постоянно растущего потока видео» – поясняют аналитики Google, описывая алгоритм рекомендаций в документе 2016 года.

Этот процесс включает в себя постоянный мониторинг потока видеоряда, который загружается на платформу YouTube ежесекундно. Создание системы рекомендаций — сложный процесс, потому что алгоритм должен постоянно прокладывать себе путь через огромный поток контента и мгновенно идентифицировать самые свежие и самые актуальные видео, при этом предполагается, что он знает, как игнорировать мусор. Однако судя по популярным видео, к примеру, в России, алгоритм явно хромает.

Виноват не только YouTube, но и зритель

У детей поведение на YouTube очень примитивное. Они смотрят одни и те же видеоролики снова и снова. Новые авторы обращают внимание на то, что наиболее популярно, а затем имитируют такие же материалы, надеясь, что дети начнут смотреть похожий контент. Алгоритм YouTube замечает их и рекомендует эти видео детям. Малышня продолжает нажимать на них, а система поощряет зрителя абсолютно идентичными видеороликами. Что это значит? Это значит, что создатели видео так и будут продолжать делать одно и то же, поскольку процесс зациклен, как бег белки в колесе.

Проблема ли это? Да, можно сказать, что это проблема. Особенно если заметить схожее поведение не только в ситуации с детским видео, но с видео, которое смотрят дети школьного возраста. Авторы копируют друг друга, причём вплоть до концепции самого канала и названий видео, лишь бы встать в выдаче YouTube рядом с конкурентом.

В чем сложность вопроса

Рекомендации YouTube целиком и полностью ориентированы на ваши интересы, но проблема в том, что если вы интересуетесь какой-то одной темой, YouTube поймёт вас буквально и будет рекомендовать только похожие видео. Соответственно, вопрос именно к YouTube: а не пора ли начать воспитывать аудиторию и как-то изменить систему рекомендаций, сориентировавшись на более познавательный уклон? Если человек смотрит только распаковки «киндеров», то, возможно, он «душевно больной» человек, ну дайте же ему шанс, подкиньте что-то, на что он может клюнуть и вновь почувствовать себя существом разумным. Существом, которое может выбирать и принимать решения.

И тут мы подошли к нравственному аспекту поднятой темы. Алгоритмы рекомендаций YouTube в том виде, в котором они работают сейчас – это своего рода зеркало. Зеркало, которое показывает, чем заинтересовано наше общество. Любишь тонны «дерьмовых» видео? Получай, на ещё! Вот тебе ложка. Пока сам не начнёшь интересоваться чем-то другим, не жди разнообразия.

Мне кажется, что прошло достаточно времени, и YouTube видит всю ситуацию со стороны, неужели всех всё устраивает?! Как может устраивать деградация общества? Если большинство людей не в силах интересоваться разными темами, не пора ли YouTube взять все в свои руки? С другой стороны, коварных авторов в какой-то степени можно понять. Зачем делать что-то новое, если старое работает, как часики, да и не факт, что это «новое» на YouTube как-то поможет продвинуть контент в массы.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Материалы по теме
Интересное
Психология
Какие же вещи взрослые считают своим неотъемлемым правом, но не разрешают детям?
Эта подборка книг издательства Самокат – о них, о героях без доспехов.
->