Почему умным девочкам сложнее добиться успеха (и, нет, дело не в сексизме)

Почему умным девочкам сложнее добиться успеха (и, нет, дело не в сексизме) - слайд

© ShutterStock

Но все можно изменить!

Безусловно, все дети разные и нельзя оперировать словами «все», «всегда» и «никогда», но издание А Mighty Girl опубликовало очень интересный текст, объясняющий, почему девочки (даже самые умные и способные) чаще мальчиков страдают от неуверенности в себе и боятся двигаться вперед. 

Родители способных и умных девочек часто с удивлением обнаруживают, что их дочери всерьез считают, что не способны преодолеть трудности и действовать, условно, вопреки обстоятельствам. «По моему опыту, умные и талантливые девочки и женщины редко осознают, что одно из важнейших препятствий, мешающих им быть успешными и двигаться вперед, находится вовсе не снаружи, а внутри их головы. Мы — женщины — оцениваем свои способности и возможности не только более строго, но и в целом совсем иначе, чем мужчины», — пишет психолог Хайди Грант Хальворсон. «К пятому классу девочки, как правило, обгоняют мальчиков по всем предметам, включая математику. Но при этом даже самым умным девочкам свойственно постоянно сомневаться в своих способностях, страдать от неуверенности, и в итоге они начинают хуже учиться». Об этом очень полезно знать родителям — им стоит поискать более эффективные способы поддерживать своих дочерей, укрепляя их уверенность в себе.

Также Хальворсон подмечает одну очень интересную деталь: «Давайте вернемся немного назад во времени и вспомним серию исследований, проводившихся в 1980-х годах. Конечно, они немного устарели, но в целом актуальны и сегодня. Психолог Кэрол Двек тогда обнаружила, что умные и способные девочки, которым давали задачу, совершенно отличную от того, что им приходилось делать раньше, часто пасовали. Причем чем выше у девочки был IQ, тем больше был шанс того, что она растеряется и сдастся». Дальнейшие исследования показали, что мальчики и девочки воспринимают собственные способности в корне по-разному. Девочки уверены, что их способности врожденны и неизменны, тогда как мальчики считают, что любой навык и способность можно развить, если приложить усилие и много практиковаться.

Отчасти эта разница в восприятии кроется в реакции родителей и учителей, которую дети регулярно получают. Согласно словам Хальворсон, «девочки раньше обретают способность спокойно сидеть и слушать, у них лучше получается следовать инструкциям и их часто хвалят именно за эту «хорошесть». «Какая умница!», «Какая молодец!» — слышат они со всех сторон. Но в этом и кроется подвох. Девочки начинают думать, что хорошее поведение, ум и доброта — это некие врожденные качества, которые у тебя либо есть, либо их нету».

"В то же время мальчики, — говорит психолог, — слышат совсем другие слова. Вроде «если ты будешь чуть внимательнее на уроке, то сможешь получить пятерку» или «Если ты постараешься, у тебя все получится!». Вот эта разница в реакции взрослых в итоге и влияет на ситуацию. Столкнувшись со сложностями девочки сразу думают «о боже, я уже не умная и не хорошая, раз не могу сходу решить эту задачу», а мальчики думают «ну что ж, нужно просто постараться побольше и все получится»".

Хальворсон утверждает, что эти установки часто преследуют людей на протяжении всей жизни. «Мы продолжаем ограничивать себя совершенно неосознанно. И часто именно яркие и способные женщины относятся к своим неудачам строже всего, внутренне ругая и критикуя самих себя. Они постоянно сами говорят себе: это слишком сложно, у тебя не получится.»

Наконец, Хальворсон говорит, что пришло время разорвать этот замкнутый круг. «Неважно, каковы наши врожденные способности — любовь к точным наукам, спортивные таланты, наличие невероятной силы воли либо личное обаяние — исследования показывают, что все это можно развивать до бесконечности, им нет предела». Так что, если вы видите, что ваша умная и талантливая дочь страдает от неуверенности в собственных силах, время донести до нее, что любая неудача преодолима. Не хвалите ее за талант или ум — хвалите за то, как она их использует, как старается и работает над тем, чтобы стать еще круче! Именно процесс самосовершенствования, а не наличие врожденных талантов, имеет значение.

Материалы по теме
->