© Коллаж Кристины Савельевой
Как распознать и чем помочь ребенку
18–19 сентября 2021 года в Санкт-Петербурге состоится общеобразовательный форум «Пластичность мозга ребенка 2021», основная цель которого — поделиться знаниями и опытом ученых, врачей, педагогов и родителей для улучшения качества жизни детей с особенностями развития нервной системы. Виктория Ефимова, организатор форума, психофизиолог, кандидат педагогических наук, рассказала нам о главных проблемах диагностики и лечения СДВГ у детей и о том, почему в России синдром все еще принято считать мифом.
Начиная с середины 1990-х годов врачи, а затем педагоги и родители начали использовать термин СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Сейчас этот диагноз представлен в международной классификации болезней (МКБ-11), а также в диагностическом и статистическом справочнике психических расстройств (DSM-5). Казалось бы, отрицать существование СДВГ сегодня глупо. Почему же все еще появляются публикации о том, что это выдумка и миф, и на самом деле нет такой болезни?
Во многих научных статьях, посвященных СДВГ, это состояние описывается как результат химического дисбаланса в мозге ребенка. Но противоречие состоит в том, что какого-то анализа, который бы точно указал на наличие или отсутствие этого дисбаланса до сих пор не существует. Сейчас обсуждаются возможности генетических тестов, но их достоверность пока остается спорной. Существует компьютерный психологический тест МОХО, оценивающий работоспособность ребенка, но это опять же не о химическом дисбалансе.
Есть мнение, что СДВГ является так называемым зонтичным термином. Под этим «зонтиком» прячутся различные дисфункции в работе нервной системы, которые проявляются в поведении как СДВГ.
В реальности диагноз устанавливается на основе феноменологических характеристик: врач посмотрел на поведение ребенка и поставил диагноз.
Необходимые для постановки диагноза СДВГ условия
С каждым из этих пунктов в России есть проблемы. Я часто вижу заключения врачей с диагнозом СДВГ у детей в возрасте двух–трех лет. По большому счету, любой подвижный ребенок, который плохо себя ведет на приеме психолога или психиатра, может получить этот диагноз. Никакие наблюдения в других условиях не проводятся. Рассказы родителей о том, что ребенок может часами совершенно спокойно собирать лего или рисовать не учитываются.
Диагностические критерии, к сожалению, оставляют огромный простор для субъективного мнения специалиста. В результате часто происходит гипердиагностика. На основе десятиминутного наблюдения ребенок получает «ярлык» СДВГ.
Я часто спрашивала у педагогов в других странах: как относятся родители к тому, что ребенок получил диагноз СДВГ? Ведь количество таких детей с каждым годом увеличивается. В Европе и в США специалисты заверили меня, что родители чаще всего рады такому диагнозу.
Чему же радуются иностранные родители гиперактивных детей? Наличие диагноза является гарантией того, что ребенок может бесплатно пользоваться дополнительными сервисами, которые государство предоставляет детям с особенностями развития. А еще родители такого ребенка могут настаивать на каких-то особых условиях для ребенка, например, при проведении итоговых аттестаций.
У наших соотечественников, по моим наблюдениям, такой диагноз не вызывает никакого энтузиазма, так как он означает, что впереди проблемы. Возможно, школа захочет избавиться от неудобного ученика, учителя будут от него уставать и раздражаться, другие родители — жаловаться. И все это на долгие годы, ведь известно, что у 30 процентов детей признаки СДВГ не проходят с возрастом.
В США в некоторых школах по утрам в медицинский кабинет выстраивается очередь учеников с диагнозом СДВГ. Дети ежедневно получают таблетки, которые делают их спокойнее. За последние пару десятилетий производство и потребление этих препаратов в США увеличилось более чем в 500 раз. Логика тут понятна: если в мозге ребенка с СДВГ есть химический дисбаланс, давайте будем справляться с ним с помощью химических средств.
Что тут вызывает беспокойство?
Почему СДВГ ярче всего проявляется именно в школьном возрасте? Потому что в школе к поведению ребенка предъявляются достаточно жесткие требования. Для многих детей самое трудное — это заниматься интеллектуальной работой и при этом сохранять почти полную неподвижность.
Других вариантов нет, не может же учитель разрешить всем желающим бегать и прыгать во время урока? Вот поэтому мои американские коллеги-педагоги сказали мне, что препарат «Риталин», которым «лечат» детей с СДВГ, в большей степени помогает учителю выполнять свою работу, а не ученикам преодолеть свой недуг.
Рекомендации психологов о том, что нужно учить невнимательного ребенка быть внимательнее, неусидчивого тренироваться в сидении, чаще всего оказываются невыполнимыми.
Конечно, можно считать, что диагноза СДВГ не существует, но совершенно точно в каждом классе есть гиперактивные, импульсивные и невнимательные дети. Как помочь таким детям, их учителям и родителям?
Норвежские ученые провели интересный эксперимент. Они разделили школьников с СДВГ две группы. Дети из первой группы каждое утро в течении нескольких месяцев приходили в школу на 40 минут раньше и активно играли на спортивной площадке. Дети из второй группы приходили к началу уроков. Уже через два месяца стало заметно, что уровень импульсивности и агрессивности у детей из первой группы заметно снизился. Кстати, и на биохимическом уровне энергичные движения помогают мозгу человека функционировать более эффективно и сбалансированно.
Узнать больше о том, как работает мозг ребенка, и о последних научных открытиях в этой области, можно будет на форуме «Пластичность мозга ребенка 2021». По окончании форума можно будет скачать все выступления спикеров. Все подробности — на сайте мероприятия.