Как старшие решают конфликты младших и проводят школьные выборы (в немецкой школе)
Как  старшие решают конфликты младших и проводят школьные выборы (в немецкой школе) - слайд

Русскоязычная мама из Берлина рассказала о школе, в которой учатся ее дети.

Я очень благодарна немецкой школе, в которой учатся мои дети: за отсутствие школьной формы, за кроликов во дворе, за возможность побегать на перемене на улице и за то, что никто не мучает их отсчитыванием клеточек при оформлении домашних работ.  Но помимо этого в школе есть еще нечто важное: в немецкой начальной школе я вижу демократическое общество.

Недавно в классе моего сына были закрытые выборы так называемых Klassensprecher (Klasse — класс, sprechen — говорить). Каждый год класс выбирает двух представителей: мальчика и девочку. Классеншпрехеры представляют интересы класса на всех уровнях: от учителей до директора школы. Они выдвигают предложения школьному совету (это директор со-товарищи) о том, как можно сделать жизнь класса еще веселее.

Выборы проходят так. Претенденты на роль классеншпрехера вписывают свои фамилии в список. Учительница записывает фамилии на доске. Потом дети кладут голову на парту и поднимают руку за ту фамилию, которую она называет. Учительница фиксирует на доске число отданных за каждого претендента голосов, а дети не видят, кто за кого голосует.

Раньше мой сын интереса к выборам не проявлял. Но к пятому классу его гражданская активность подросла, и он внес свое имя в список. У него уже был готов целый пакет предложений:

— кафетерий в школе для учеников,
— автомат по продаже горячего шоколада,
 — совместные завтраки в классе раз в неделю.

Если в том, кого выберут из девочек, еще была хоть какая-то интрига, то с мальчиками было все ясно. В списке кандидатов был мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса. И хотя учительница пыталась объяснить, что голосовать надо не только за того, кто тебе нравится (хотя и это очень важно), но за того, кто будет хорошим представителем класса — активным и инициативным, они все равно проголосовали за милого одноклассника с модной прической. Мой сын не расстроился, но к следующим выборам решил начать агитационную программу в классе заранее.

«Демократия на марше», — сказал мой муж, прослушав отчета сына о прошедших школьных выборах. Да! Пусть это все немного игра, но дети делают свой выбор. Учительница организовывает прозрачные и справедливые выборы. У каждого есть шанс что-то изменить в их маленьком обществе.

Другая полезная традиция немецкой школы — Konfliktlotsen — служба разрешения спорных ситуаций. В этой службе работают шестиклассники. Их знает вся школа, потому что их фотографии висят на специальной доске «Наша конфликтная служба», а кроме того, они носят специальные жилетки.

Каждую перемену они обходят с дозором игровую площадку во дворе, чтобы убедиться, что никто не дерется (в немецких школах каждую перемену детей выгоняют на свежий воздух). Или же принимают детей из 1-5 классов с их проблемами в отдельном кабинете.

Чтобы стать представителем конфликтной службы, детям нужно:

— написать мотивационное письмо на 3 листа, в котором объяснить, почему они туда хотят;
— пройти шестимесячное обучение после уроков.

Отбоя от желающих нет. Одни дети согласны учиться полгода после уроков и добровольно отказаться от перемен, чтобы помогать другим.

Учительница, которая работает в немецкой школе уже 18 лет, рассказала мне, как работает эта служба. Дети могут выбрать себе одно из нескольких направлений: например, в течение 6 месяцев учиться оказывать первую помощь, накладывать повязки и после обучения стать школьным санитаром. Или учиться решать конфликты, работать в команде, правильно действовать при моббинге и стать конфликтологом.

Ребята из службы конфликтов не имеют права разглашать информацию о том, кто к ним обращался и с какой проблемой. На каждое обращение они составляют протокол — что именно произошло, когда, в каком классе, кто участники событий. Если конфликт можно разрешить силами представителей службы, они справляются сами. Если проблема серьезная, то обращаются к «учителю доверия».

Такого учителя выбирают сами дети из тех, с кем у них есть общий язык, кому они доверяют. После обращения в ситуацию вмешивается учитель доверия и социальный педагог.

В службу доверия можно также написать письмо. В школах установлены специальные ящики для такой корреспонденции.

Cына моей подруги служба конфликтов спасла от моббинга, который длился полгода. Конфликтологи поговорили с ним, с ребятами из его класса, которые организовали травлю, и с помощью учителя и психолога решили эту проблему.

Не всегда ребенок решится рассказать о сложностях родителям или учителям. Особенно, если ему угрожают расправой за это. Рассказать ученику своей же школы, который тебя всего на пару лет старше, — гораздо проще. Особенно если этот ученик знает, как надо поступить дальше. Ведь не зря же он учится до этого полгода!

Материалы по теме
Интересное
Здоровье
Это надо просто пережить!
партнерский материал
Развлечения
Рождественская реклама – особый жанр, потому что туда обычно попадает только дистиллированная любовь, нежность, смех, поцелуи, семейные...
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.