Подростки во все времена найдут, от кого фанатеть
Предложения запретить музыку того или иного артиста, звучат все чаще. Причем объектами тревоги становятся, как правило, популярные у подростков исполнители.
Лидер здесь, пожалуй, Алишер Моргенштерн*, композиции которого регулярно вызывают у взрослых запретительные позывы, несмотря на недавнюю благотворительную активность рэпера. О том, почему кумиров так боятся взрослые, из-за чего мальчики чаще фанатеют от звезд спорта, даже если им нравится «девичья» музыка, и кто был предметом обожания задолго до «Битлз» мы узнали у психолога и игротерапевта Ирины Катин-Ярцевой.
Пик увлечения кумирами — подростковый возраст, 12–18 лет, некоторые дети могут начать раньше. Большинство детей сменяет кумиров, впоследствии уменьшается их значимость в жизни. Но некоторые остаются со своими кумирами надолго.
Есть несколько признаков, которые должны насторожить близких:
Потеря связи с реальностью, захваченность ребенка одной целью — лишь симптом постепенно развившегося неблагополучия, быстро и просто помочь в такой ситуации вряд ли получится. Можно лишь посоветовать предпринять стандартные шаги:
Не стоит жестко критиковать ребенка, наказывать и запрещать, забирать средства связи.
Цели, которые родители могут ставить перед собой: понять взрослеющего ребенка, его проблемы, переживания, его внутренний мир, помочь ему найти себя, вместе приятно проводить время.
Может показаться, что это звучит как универсальные советы психолога, но в ситуации фанатства действительно нет волшебной кнопки, нажав которую, можно быстро все исправить.
Некоторая разница есть — мальчики выбирают себе кумиров чаще в среде спортивных звезд, а девочки — среди артистов.
Есть данные о том, что увлечение музыкой, предназначенной женской аудитории, может маркироваться обществом как «стыдное», инфантильное, тогда как спортивное братство для мальчиков вполне нормализовано.
Это также может влиять на особенности отношений в коллективе фанатов: юноши скорее склонны объединяться с другими фанатами и формировать открытую коллективную идентичность вокруг увлечения кумирами, девушкам делать это труднее.
Есть и еще одно отличие: отказ от своей жизни и интересов в пользу любимого в принципе подается обществом и культурными образцами как нормальная жизненная стратегия для девушек, поэтому девушки чаще оказываются затронуты увлечением глубже.
Это часто свидетельствует о некоторой личностной ригидности, то есть существовании у ребенка своего собственного мнения. Сам этот факт может стать острой точкой в детско-родительских взаимоотношениях, особенно если родители не выказывают достаточного понимания или отвергают увлечение ребенка.
Часто такие дети страдают от одиночества. Также им очень важно бывает не просто придерживаться определенных правил для себя, но участвовать в улучшении окружающего мира. У них много энергии, и они, как правило, могут быстро разобраться в структуре взрослой жизни, чтобы идти к своей цели.
В этом очень много хорошего: целеустремленность, активность, упорство, внимательность позволяют детям многого добиться.
Но есть и уязвимости: нацеленность на что-то одно может сделать интересы ребенка немного однобокими, а непонимание окружающих привести к хрупкости и коммуникативным трудностям.
Считается, что массовое движение фанатизма началось с многочисленных поклонников группы «Битлз». В нашей стране многие могут вспомнить повальное увлечение молодежи Высоцким, Пугачевой, Цоем. Но и намного раньше волны обожания захватывали молодых людей, например, много разговоров возникало вокруг поклонников музыки Ференца Листа или Никколо Паганини.
Особенно склонны к такому увлечению подростки.
В этот период дети переживают разочарование в родителях, которых раньше идеализировали, и это нормально.
Опираться на себя им пока трудно, они переживают чувство пустоты, беззащитности, уязвимости, завышенных требований к себе, стыда, ощущение собственной ничтожности. Поэтому огромным соблазном в этот момент становится ассоциировать себя с кем-то идеальным, блестящим, свободным, достигшим высот, всеобщего восхищения и признания.
Это то, чего так не хватает им самим, к чему им так хочется прикоснуться, пусть и опосредованно.
Кроме того, они становятся частью обожающего сообщества, а это очень важно для подростков — ощущать коллективную причастность, вовлеченность.
Большинство детей в возрасте пяти-шести лет проходит увлеченность персонажами поп-культуры, героями фильмов и комиксов, но это не может быть критерием вероятности появления кумира в подростковый период. Некоторая корреляция этой вероятности есть с самооценкой — чем устойчивее самооценка, тем меньше вероятность увлечения кумирами.
Многие родители, столкнувшись со сменой идеалов детей, чувствуют себя обманутыми и отвергнутыми: «Как же так, мы столько вложили в ребенка, а он отталкивает нас и готов слепо обожать какого-то незнакомого человека?».
Возмущение, отчаяние, растерянность наполняют их. Кажется, что это может быть опасно, да и очень жаль бывает видеть, как ребенок расстраивается из-за идеализации и недосягаемости кумира.
Не стоит напрямую атаковать предмет его обожания, но можно говорить о механизмах влияния на людей вообще, создания популярных образов и о том, что такая идеализация зачастую коммерчески выгодна.
Важно также признавать свои ошибки и слабые места, одновременно сохраняя способность устраивать собственную жизнь наилучшим образом и быть ею довольным. Ведь идеализация кумира все равно происходит на фоне настоящих отношений с родителями, и именно родители могут разрешить себе (а через свой пример и ребенку) быть неидеальными, но счастливыми и самодостаточными.
Увлечения молодежи чаще всего вызывают именно такую реакцию взрослых — пренебрежение и отвержение.
За этим стоят глубокие страхи родителей: страх за детей, таких нерациональных и уязвимых в своем отрочестве, страх перед их отделением и свободой, страх собственного старения.
Эти тревоги совершенно нормальны, но чтобы справиться с ними, нужно время и силы, нужно понимание этих чувств и разрешение себе их испытывать, устойчивые близкие отношения, в которых можно ими поделиться и пережить.
* - внесен Минюстом РФ в «реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента».
Слушайте наш подкаст