Ребенок не может усидеть на месте и постоянно отвлекается. С ним все в порядке?

Ребенок не может усидеть на месте и постоянно отвлекается. С ним все в порядке? - слайд

© Лиза Стрельцова

Отвечает нейропсихолог Наталья Лунина

Что, если дать родителям и педагогам инструмент, благодаря которому они смогут отличать «огрехи» воспитания от физиологических «невозможностей»? Почему ребенок не может усидеть на месте? Потому что ему не интересно, скучно или он не в состоянии это сделать? Почему у него не получается вырезать из бумаги, удерживать легко карандаш, завязывать шнурки и т.п.? Потому что повторил это действие недостаточное количество раз или его руки не могут это сделать по другой причине?

Почему кто-то быстро и легко начинает читать и это становится удовольствием, а для кого-то — это тяжкий и мучительный труд? Почему ребенок жалуется, что с ним никто не дружит? Потому что он «не научен коммуникации» или он не может стабилизировать свой взгляд на собеседнике?

Если бы родители и педагоги могли отличать одно от другого и знали, что с этим делать, как много времени и нервов могло бы быть сэкономлено, насколько бы счастливее были дети.

Попробуем разобраться вместе с нейропсихологом, генеральным директором Института нейрофизиологической психологии Натальей Луниной.

Итак, немного примеров с рекомендациями (все рекомендации должны учитывать актуальное состояние здоровья ребенка и медицинские ограничения).

Проблема

Ребенок не может усидеть на месте, крутится, качается на стуле, а еще постоянно отвлекается, реагирует на любой звук, любое движение, рассеянный, никак не может научиться определять время по аналоговым часам, а еще ему трудно строить отношения со сверстниками, часто ссорится с ними, обижается сам или обижает окружающих — возможно, виной тому вестибулярная система. Недостаточное развитие ее функций сказывается на очень широком спектре возможностей ребенка, выходящих за пределы перечисленного выше.

Что делаем?

Играем в игры на развитие функций вестибулярной системы: карусели, качели (качаться, садясь обычным способом и боком), батут, прыгалки, кувыркаемся, бегаем с резкими остановками и сменами направления движения и т.п.

Проблема

Ребенок неловко пользуется столовыми приборами, ножницами, ручками/карандашами (неправильный захват при письме, плохой почерк), не может самостоятельно завязывать шнурки, несмотря на то, что ему уже исполнилось 6 лет — возможно, остается активным хватательный рефлекс.

Что делаем?

Играем в разные игры с мячом (размером с теннисный мяч), чеканим, отбиваем от стенки, подбрасываем вверх и перебрасываем из руки в руку, бросаем с ударом через пол друг другу. Все это время обращаем внимание на то, чтобы захват мяча становился все более ловким с противопоставлением большого пальца остальным пальцам руки. Играем в следующую игру: ставим обе руки на стол в позицию «лапа орла», каждому пальцу назначаем номер, просим отдельно поднимать палец с тем номером, который был назван.

Проблема

Ребенок медленно, с трудом читает, водит пальцами по строчкам, теряет либо место в строке, либо место при переходе со строки на строку, не может пересказать, что прочитал, быстро устает, «водит носом» по строчкам, и неожиданно сюда же, ходит на цыпочках — возможно, остается активным лабиринтный тонический рефлекс.

Что делаем?

Играем в игры для стимуляции вестибулярной системы + включаем упражнения на развитие тонуса мышц-сгибателей передней поверхности тела и мышц-разгибателей задней поверхности тела. Например, изображаем свернувшегося ежика, лежа на спине, затем переворачиваемся на живот и делаем «лодочку» и т.п.

Агентство стратегических инициатив совместно с Лигой современных родителей запускает большой проект «Родительских встреч» в 8 регионах России.

Все мероприятия будут проходить в Точка Кипения АСИ.

Первая встреча уже скоро — 29 февраля в Казани.

  • Нейрофизиолог Наталья Лунина расскажет, как правильно сохранять и развивать нервную систему ребенка.
  • Мастер-класс по безопасности, как детей научить навыкам безопасного поведения, проведет Наталия Сидорина, разработчик Универсального КОДа безопасности.
  • Для тех, кому актуально, приедет эксперт по ЕГЭ, Максим Сигал и расскажет, как сдать ЕГЭ и не сойти с ума.
  • И для родителей подростков и самих подростков, погорим о подростковой литературе с основателем шоу книжных стендапов «Кот Бродского: говорят подростки» Ольгой Аристовой.

Программа и регистрация по ссылке.

Если вы хотите посмотреть онлайн, все равно регистрируйтесь на событие! В день мероприятия вы получите ссылку на трансляцию. Для того, чтобы зарегистрироваться, нужно пройти регистрацию на платформе, затем отправить заявку на мероприятие.

Материалы по теме
Интересное
Развитие
Подборка от Жени Бернгардт для детей и родителей
Высшее образование за рубежом открывает перед ребенком хорошие перспективы: престижная работа, высокий доход и возможность часто бывать...
партнерский материал
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.