Почему важно, чтобы папы читали детям?
В издательстве «Колибри» выходит «Руководство по чтению вслух: настольная книга для любящих родителей, заботливых бабушек и дедушек и умных воспитателей», его написал Джим Трелиз, преподаватель и неравнодушный отец, а Синди Джорджлиз дополнила новое издание последними исследованиями.
На русский язык книгу перевела главред «Папмамбука» Марина Аромштам. Вот что она пишет: «Чтение этой книги еще и интересный эксперимент, поставленный над собой и способствующий переходу на новый уровень прогрессивного родительства». С разрешения издательства мы публикуем фрагмент из главы «Папы и их роль в детском чтении».
Если папа рядом, для нас нет ничего невозможного.
Суш «Папа рядом»
Перевод с англ. Дарьи Седовой
В дебютной книге-картинке «Папа рядом» писательницы и художницы Суш папа и дочка занимаются разнообразными и запоминающимися делами — фантазируют, экспериментируют и даже борются с монстрами, спрятавшимися под кроватью. Благодаря совместной деятельности между родителями и детьми возникает глубокая и прочная внутренняя связь. То же самое происходит, когда папа читает ребенку вслух.
Мой коллега Шон Дадли, руководитель отделения технологии исследований в Аризонском университете, — отец-одиночка. Он воспитывает двоих сыновей. Шон — один из тех людей, которые постоянно развиваются и в личностном, и в профессиональном плане, особенно в сфере технологий.
Шон считает, что своей любознательностью он обязан своим родителям, в особенности отцу. И мама, и папа (папа — по преимуществу) в детстве читали вслух ему и его братьям и сестрам. Шон помнит, как они детьми слушали истории из книжной серии журнала Reader’s Digest (там были, например, такие произведения, как «Рикки-Тикки-Тави» Редьярда Киплинга).
«Это всегда было чуть сложнее, чем было нам по зубам. Теперь я понимаю, что отец создавал перспективу для нашего развития. Мне, например, было семь лет, когда он читал нам „Властелина колец“ Дж. Р. Р. Толкина. Отец мог спросить нас: „Что вы об этом думаете? Что это означает?“»
Шон с благодарностью вспоминает то время, когда ему читали. И сегодня он выстраивает отношения со своими сыновьями с помощью чтения вслух.
Сыновьям Шона повезло, что папа им читает. Это благотворно сказывается на их литературном развитии. К сожалению, такую ситуацию нельзя назвать типичной. Исследования показывают, что школьное обучение мальчиков связано со множеством проблем. Вот некоторые статистические данные.
Согласно отчету Центра Брауна, посвященному американскому образованию, мальчики в области чтения продолжают отставать от девочек. Это характерно не только для Соединенных Штатов, но и для большинства других стран.
И Международное исследование качества чтения и понимания текста (PIRLS), и Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) фиксируют очевидный гендерный разрыв, который наблюдается уже более десяти лет. Разница присутствует и в начальной школе, и в старших классах.
По результатам опроса более 2000 американских школьников, который в 2016 году проводила медиакомпания Scholastic, количество мальчиков, которые читают часто, сократилось с 32 процентов в 2010 году до 24 процентов в 2014 году. Отчет показывает, что девочки гораздо чаще, чем мальчики, высказываются о чтении для удовольствия как о чем-то необходимом или очень важном.
Положительно относятся к самостоятельному чтению в школе 61 процентов девочек и 44 процентов мальчиков.
Годами библиотекари, учителя и родители констатируют, что все меньше мальчиков читают самостоятельно, и пытаются понять, почему это происходит.
В настоящее время, в отличие от ситуации 40 лет назад, самые высокие позиции по успеваемости в старших классах занимают девочки; 70 процентов лучших выпускников, которым доверяют произнести речь на выпускном вечере, девушки. Их выбирают на все ответственные должности в классе, и они участвуют в разнообразных школьных мероприятиях.
В период с 2005 по 2015 год число студенток, зачисленных в колледжи и университеты, возросло на 12 процентов, а число студентов — на 17 процентов. Тем не менее 56 процентов учащихся колледжей в 2015 году составляли девушки. И эта тенденция сохраняется.
Том Кьярелла — один из лучших современных американских романистов. Его творчество охватывает все — от еды до кинематографа, от спорта до архитектуры. Том Кьярелла также приглашенный профессор Университета Депо (штат Индиана).
Жизнь студентов-юношей университетского кампуса, свидетелем которой он стал, побудила его написать статью для журнала Esquire под названием «Проблема мальчиков… это на самом деле проблема мужчин».
Текст Тома Кьяреллы настолько впечатляющий, что детские врачи должны были бы выдавать его копию каждому новоявленному отцу, который оказывается в их поле зрения. Вот как Кьярелла подытоживает свои размышления о современных мальчиках:
…У мальчиков в два раза чаще, чем у девочек, диагностируют дефицит внимания и проблемы с обучением. У них чаще будут хуже результаты тестов по чтению и письму. Их чаще задерживают после уроков, чаще отчисляют из школы. Если мальчик и окончит школу, то вряд ли поступит в колледж.
А если и поступит, то, скорее всего, будет там учиться хуже и опять же имеет меньше шансов его окончить. Он в два раза чаще девушек склонен злоупотреблять алкоголем. До 24 лет юноши в пять раз чаще девушек предпринимают попытки самоубийства и более чем в 16 раз чаще попадают в тюрьму.
Естественно, громогласные защитники мужской чести хором заявляют, что все это выдумки. Они уверены, что среднестатистические показатели мальчиков портят ученики латиноамериканского происхождения и афроамериканцы.
Мальчики-афроамериканцы действительно показывают более низкие результаты по чтению, но это никак не объясняет неучастие белых мальчиков в школьной жизни и управлении школой и их неспособность учиться в старших классах.
Ученики муниципальных школ штата Мэн на 96 процентов белые, но по разрыву между достижениями мальчиков и девочек как в старших классах, так и в колледжах Мэн входит в пятерку самых «показательных» штатов.
Одна из причин отставания мальчиков по чтению — в недостаточном количестве ролевых моделей-мужчин, которые побуждали бы их читать. В школе не разрешают читать то, что им нравится, заявляют мальчики, эти тексты вообще не считают «настоящим чтением». Кроме того, свою роль тут играет стереотип, что мальчики читать не любят. Это распространенное заблуждение непреднамеренно подкрепляет идею, что мальчики менее склонны читать.
Известный социолог и писатель Фрэнк Фуреди в статье, опубликованной в газете Telegraph, утверждает: «Чтобы воспитывать в мальчиках любовь к чтению, нам нужно перестать занижать ожидания. От педагогов потребуется радикально переосмыслить утверждение „мужчины читают мало“».
Мальчики читают! Пусть и не те книги, которые предлагают им родители, учителя и педагоги.
В 2016 году, получая медаль Ньюбери за полную лиризма книжку-картинку «Последняя остановка на Маркет-стрит» (Last Stop on Market Street), в своей благодарственной речи писатель Мэтт де ла Пенья рассказал, как сам читал в детстве:
Я не смог прочитать больше 27 страниц романа «Над пропастью во ржи», но «Баскетбольный дайджест» прочитывал от корки до корки. Каждый месяц.
С седьмого по девятый класс я являлся в библиотеку за час до начала уроков, находил свободное место где-нибудь сзади и засовывал последний номер дайджеста в книги для высоколобых. Обычно это был какой-нибудь русский роман с непроизносимыми именами.
Библиотекарь миссис Фрэнк, иногда проходившая мимо моего стола, тепло улыбалась:
— О! «Война и мир»! Ну и как? Тебе нравится?
— Это классно, мисс, — отвечал я. — Я люблю про войну и все такое. И как все это в конце концов превращается в мир.
Отцы, читающие вслух своим детям, оказывают глубокое долговременное влияние как на сыновей, так и на дочерей
Миссис Фрэнк усмехалась, кивала и шла к другому столу.
Я тоже усмехался, довольный своей хитростью. Но спустя несколько дней она заставляла меня смутиться, подмигивая и подталкивая ко мне через стол свеженький «Баскетбольный дайджест».
Думаю, в то время я не мог бы назвать себя читающим. Но миссис Фрэнк было виднее. По правде говоря, я читал «Баскетбольный дайджест» не ради того, чтобы узнать количество очков у какой-то команды или ее место в турнирной таблице. Я читал, чтобы узнать, как тот или иной игрок стал тем, кем он стал. Ради историй. И то, что я тогда вычитывал в лучших статьях дайджеста, значило для меня не меньше, чем то, что я позднее открыл для себя, на самом деле читая «Войну и мир».
Мэтт не считает, что был читателем. И это, к сожалению, довольно распространенное самоощущение мальчиков. Но ведь он читал! Пусть не «Войну и мир», а то, что казалось ему интересным и позже позволило написать собственный первый роман, «Мяч не лжет» (Ball Don’t Lie) (По книге был снят одноименный фильм, который в русском прокате называется «Играть по-честному» — прим. изд.).
Нужно уважительно относиться к тому, что хотят читать мальчики, иначе им никогда не одолеть сложных текстов, с которыми предстоит встретиться в школе.
Какие книги привлекают мальчиков? Они предпочитают драматическим или эмоциональным текстам смешные истории. Мальчикам также нравятся книги, которые приятны глазу, например графические романы или журналы, их притягивают главные герои, которые чем-то похожи на них, и нехудожественные тексты, где говорится о том, что им интересно. Книжки объемом до ста страниц, короткие рассказы, стихотворения, романы в стихах тоже могут им понравиться.
Для мальчиков важна возможность выбирать. В домашних, классных и школьных библиотеках должны быть самые разные журналы, газеты, комиксы, графические романы, научно-популярные книги и книжки-картинки. Нужно поддерживать мальчиков в их книжных странствиях. И давайте перестанем думать, будто они не читают.
В информационном буклете британской благотворительной организации «Национальный фонд грамотности» (National Literacy Trust) цитируется несколько исследований, утверждающих: приобщиться к чтению мужчинам мешают «стереотипы о гендерных ролях, сомнение в собственной компетентности и приверженность иным приоритетам».
В других исследованиях отмечается, что вовлеченность отцов в воспитание детей сказывается на уровне детских учебных достижений. Интерес отца к образованию сына или дочери определяет учебные успехи последних в большей степени, чем культурный уровень семьи, личные особенности ребенка и даже бедность.
Папы часто выбирают для чтения вслух смешные книги.
Исследовательница Линда Джейкобсон в статье «Почему мальчики не читают» пишет, что это явление во многом обусловлено культурно: у большинства мальчиков просто нет перед глазами читающих мужчин, с которых можно было бы брать пример.
Никто особенно не стремится приобщить их к чтению. В результате у мальчиков пропадает желание тратить свой досуг на книги. Иногда отцы не уверены в том, какую роль им играть в обучении ребенка, и полностью перекладывают на своих жен все, что связано с чтением.
Время, которое папа проводит с ребенком, — один из главных факторов, влияющих на развитие читательских навыков ребенка на протяжении всей школьной жизни. Отцы оказывают огромное влияние на желание своих детей читать и на их успехи на этом поприще.
У детей появляется желание читать, когда самый важный человек мужского пола в их жизни, папа, читает, в том числе берет книгу и читает им вслух.
Папы склонны выводить чтение на новый уровень: они пытаются связать происходящее в книге с жизнью ребенка. Если мамы более склонны фокусировать внимание на переживаниях персонажей, то папы побуждают детей размышлять. Когда папа, к примеру, читает с ребенком книгу о динозаврах, он может спросить: «А помнишь, какого размера был стегозавр, которого мы видели в музее?»
Чтение вслух перед сном дает возможность папе и сыновьям провести время вместе и формирует сильную привязанность друг к другу. Это также положительно влияет на отношения пап и дочерей.
Чтение вслух — это время отдыха. Кто сможет удержаться от хохота, читая «Тринадцатиэтажный дом на дереве» Энди Гриффитса? Во время чтения вслух отдыхает не только ребенок, но и папа.
Папы читают детям другие книги, не те, которые выбирают мамы, и читают иначе. Книга «Уолтер, пукающий пес» (Walter the Farting Dog) Уильяма Котцвинкла кажется забавнее, когда ее читает папа.
В невероятно смешных книгах Мо Уиллемса о Слонни и Свинни реплики персонажей помещены в баблы и приглашают пап и мам проявить театральные способности. И те и другие способны прочитать эти истории великолепно, но звучать тексты будут совершенно по-разному — поскольку чтецы разные. Еще одна суперкнига, которую могут читать вслух папы, — это «Дневник слабака» Джеффа Кинни. Папа может рассказать детям о своем собственном опыте, о том, что происходило с ним в средней школе.
В главе два я писала, из чего выросло «Обещание читать…» Элис Озма. В этой проникновенной истории описывается литературное и эмоциональное путешествие дочери и отца, рассчитанное на сто дней, но растянувшееся на 3218 дней.
Во введении Элис пишет: «…здесь рассказывается о том, как книги могут объединять людей и как такая связь может длиться всю жизнь». В итоге на первом месте для Элис и ее отца оказались не книги, а совместный опыт переживаний и разговоры о жизни, которые они вели. Джим Брозина, отец Элис, подвел итог их совместным занятиям: «Главное, что ты можешь подарить своему ребенку, — это свое время и безраздельное внимание».