«Самое главное — психологический дзен»: колонка почти многодетной мамы о том, как совмещать работу, дом, беременность и двух малышей

«Самое главное — психологический дзен»: колонка почти многодетной мамы о том, как совмещать работу, дом, беременность и двух малышей - слайд

© Коллаж Паулы Доменти

Тайм-менеджмент высокого уровня

Два маленьких ребенка, удаленная работа руководителем на полную ставку, свой проект, домашние дела и фоном — третья беременность, третий триместр, огромный живот. Свою историю рассказала Вера Трахимович, PR-директор издательства МИФ, мама Мирона (четыре с половиной года) и Яси (полтора года).

«Как ты еще не сошла с ума?» — вопрос, который мне задают с завидной регулярностью. Но я до колик боюсь «увязнуть в детях», «мамском дне сурка», «раствориться в семье» и потерять себя. Поэтому еще до первой беременности решила — буду делать максимум, чтобы совмещать.

Сейчас понимаю, что в этом ничего сложного. Главное — быть проактивной и выработать приемы-лайфхаки, которые будут упрощать жизнь. В этой статье делюсь своими наработками и идеями.

Рабочий день превратился в хаос

Я ни разу не ходила в декрет и не собираюсь идти сейчас с третьим ребенком. На работе просто брала двухнедельный отпуск, и договаривалась, что потом выхожу на полный день, но удаленно. По такому плану действовала на двух разных рабочих местах, все шли навстречу. Компании главное, чтобы был результат, а уж как я там работаю с ребенком на руках — это мой выбор.

В первые месяцы после рождения первого сына работать было достаточно просто: малыш спит-ест, спит-есть, конечно, бывало, что колики-газики и прочие проблемы, но особых затруднений с работой это не вызывало. А потом ребенок пополз, встал на ножки и ка-а-а-к побежал.

Рабочий день превратился в хаос: я одной рукой что-то делала в компе, другой держала сына, он пытался тоже попечатать, ничего не получалось ни у меня, ни у ребенка, концентрации никакой, сын капризничал, я нервничала. Сам играл от силы полчаса, потом — на ручки.

В обеденный сон ребенка ставила рабочие совещания, но голоса его будили. В общем, первые попытки совмещения материнства и проектов обернулись провалом. Что я сделала? Начала превращать неудачный опыт в новые правила и мамахаки.

Максимальные обнимашки утром

Это значит, что никакого совмещения, когда ребенку нужно мое внимание. Утром старалась максимально его напитать нежностью: телесные игры, щекотки, поцелучики, поглаживания, обнимашки. Проводили вместе время до того момента, пока ребенок сам не слезал с рук и не убегал к игрушкам. Максимальная «напитка» материнским вниманием и любовью. Сначала могли и час, и полтора так провести, постепенно 15–30 минут стало достаточно.

Разделение рабочих задач по проценту концентрации моего внимания

Как только ребенок убегал к игрушкам, — начиналось время задач, которые не требуют слишком глубокой концентрации: совещания, планирование, рутинные задачи. То, на что требуется приблизительно 50 процентов внимания, так как следить за ребенком все-таки одним глазом да нужно.

Прогулки с ребенком — время аудиоскайпов, быстрых рабочих встреч «на ходу», мелких задач категории С, когда внимания нужно процентов на 25. Другой вариант — аудиокниги. Так как я работаю в издательстве — читать, это тоже рабочая задача. Очень удобно, особенно во время прогулок с коляской.

Во время сна мораторий на встречи, звонки, любые громкие дела. Это время для сложных задач, требующих стопроцентной концентрации. Так, чтобы сесть за работу и поднять голову только через час-два.

Выделила задачи, которые легко можно делать с телефона без потери качества и времени. Так как я работаю в PR, для меня это мониторинг упоминаний бренда и вышедших статей, просмотр текущей новостной картины дня, перемещение задач в табличке. Их легко и просто делать перед сном с телефона, в такси, в больнице.

Играть можно всем, что не причиняет вреда

Пока я на рабочем скайпе, и параллельно подглядывая за малышами, они развлекаются как могут — это плата за то, что я могу поработать в их присутствии. Сама с собой условилась — играть можно всем, что не причиняет вреда, даже если это туалетная бумага. Но сами игрушки — только в детской комнате и зале. Спальня родителей и кухня — священное место без лего, машинок и лопаток. Наведение порядка — в том числе игра. После рабочего дня, перед ужином — на скорость убираем игрушки в комнату, раскладываем вещи по местам вместе.

В доступе у ребенка — максимум пять-шесть игрушек (наборов) игрушек на день. Остальные коробки прячу в шкаф. Так фокусируется внимание малыша, а разбросанных вещей в итоге меньше. Меняем набор игрушек каждый день.

Мамахаки для особых случаев

Бывает, что я рассчитывала посвятить время детям, или фоном делать задачи на 25 процентов концентрации, но срочно прилетели важные дела или созвоны. На это случай у меня есть небольшие секреты, как отвлечь ребенка и выиграть немного времени.

Коробка-сюрприз

Берем простую коробку, кладем туда разную мелочь: брелоки, салфетки, книжечки маленькие, бумагу, целлофан с пупырчиками, фольгу, ватные диски… да все, что угодно и что не представляет угрозы. Как только срочно нужно занять ребенка игрой и отвлечься на работу или когда капризничает, а я не могу уделить внимание — вручаю коробку. Минут 30–40 свободы обеспечено.

Туалетная бумага

Редко, но метко. Мой ребенок до трясучки любит раскручивать рулон и по кусочкам его рвать. Достаю рулон и морально готовлюсь, что да — вечером придется попотеть с последствиями.

Занимательные книжки

С двух лет начала давать тетради из серии KUMON, их главная фишка — ребенок может заниматься сам. Это вроде игра, но и польза есть — ведь это обучающая система, по которой в Японии занимаются все дети. В каждой тетради — задания, которые по мере прохождения усложняются. Вырезаю листок из тетради — даю ребенку, объясняю что делать — все, ребенок занят. В два года отлично сыну заходили Kumon. Раскрашиваем, в три — лабиринты, в четыре — вырезалки и оживи картинку. Постепенно задания по Kumon стали ежедневным ритуалом.

Не переживать по поводу порядка

Самый важный принцип, который я стараюсь не нарушать, — психологический дзен.

Для себя выработала правило: только два. Из списка «дети, работа, домашние дела» выбрать только два по важности. По поводу третьего — не париться и расслабиться, по возможности оптимизировать и делегировать задачи.

Честно скажу, домашняя рутина еще никогда не стояла первой по значимости. Именно поэтому генеральную уборку я делегировала помощнику, который приходит раз в неделю.

В течение дня — я стараюсь не переживать по поводу порядка вообще. К мелкой уборке приобщаю детей при помощи игры. Старшего (сейчас четыре с половиной года) больше мотивирует «морковка спереди»: убери игрушки — получишь вкусняшку. Младшая дочь (полтора года) в принципе легка на подъем и любит со мной ходить и собирать кубики, детальки, машинки.

Скрам и аджайл

Когда ты и муж работаешь на полную ставку, рядом двое детей и еще локдаун, гибкость — наше все. Именно поэтому у нас в семье прижилась философия agile и методология scrum.

Что это такое?

«Эджайл» переводится как «гибкий, гибкость». Это готовность изменяться, менять привычные вещи, делать максимум для достижения какой-либо цели. Скрам — это набор взаимодействий, процедур и ролей, необходимых для гибкости.

Так, по скраму, чтобы достигнуть цели нужен список задач (бэклог), команда (кто эти задачи будет выполнять), спринт (промежуток времени, за который выполняются задачи) и демонстрация (встреча, на которой команда показывает результат за спринт).

Как это применить в семье?

Просто. Вся семья — команда. Общая цель — меньше скандалов, порядок, больше счастья.

Задачи — от мелких до крупных. Начиная с планирования отпусков, заканчивая визитами к врачу. Все задачи фиксируем на визуальной доске, и по мере выполнения перемещаем по столбцам (надо сделать, в процессе, сделано). Все задачи выполняем до воскресного семейного ужина (демонстрация).

Во время ужина обсуждаем три вопроса:

Что хорошего было в нашей семье на этой неделе?

Что мы могли бы улучшить?

Над чем мы будем работать на следующей неделе?

В рамках методологии можно придумывать и внедрять разные фишки: баллы для детей, чтобы мотивировать выполнять задачи, соревнования среди членов семьи, визуальные мудборды. Мы пока только приучаем старшего сына участвовать в обсуждении, высказывать свое мнение и делиться ощущениями от прошедших активностей.

Для планирования и структуры используем несколько приложений:

Google-календарь семейный. К календарю привязываем блокнот Google Keep (заметки, которые синхронизируются с гуглом, в них также удобно делать списки). Приложение Asana (для задач), его синхронизируем с почтой.

И что в итоге?

За все пять лет совмещения материнства, работы и бытовухи поняла одно: нет идеального рецепта. Каждая семья сама составляет свой список приемчиков, правил, хаков, которые работают именно у них. Но чтобы выявить эти самые, работающие инструменты, нужно перепробовать все и еще чуть чуть. Может, те приемы, о которых я говорила выше, станут для кого-то идеальным решением в организации работы и жизни семьи, а может быть, вам придется придумать свои.

Материалы по теме
Интересное
Развлечения
Посмотрите на них!
Психология
Отвечают психологи и приемные мамы
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.