«‎Сейчас уйду, останешься один»: что стоит за родительскими угрозами

«‎Сейчас уйду, останешься один»: что стоит за родительскими угрозами - слайд

© Unsplash.com

Объясняет психолог Анна Донская

В этом году я поехала в свой долгожданный отпуск на поезде. Рядом со мной оказались две мамы, обе с дочерьми. И вот я стала свидетелем двух небольших сцен, которые подтолкнули меня к написанию этой небольшой заметки.

Анна Донская

клинический и семейный психолог

Сцены по сути своей были очень похожи. Одна девочка восьми лет, явно не имеющая большого опыта путешествий на поезде, в какой-то момент заскучала. Она много раз об этом сказала своей маме и сестре, и те как могли ее поддерживали.

Однако, поскольку поезд отправлялся вечером, достаточно быстро наступила ночь, и пассажиры легли спать. Девочка очень долго не могла уснуть, маялась, скучала, переговаривалась с сестрой.

И в какой-то момент мама, раздраженная ситуацией, сказала ей: «Сколько можно! Все спят, а ты мешаешь! Сейчас я высажу тебя из поезда, и ты пойдешь пешком!»

Буквально на соседней полке еще одна мама с дочкой столкнулись с подобной ситуацией. Девочка лет шести никак не могла уснуть, долго ворочалась и т. д. В какой-то момент она резко встала и ударилась головой о верхнюю полку. Девочка громко и горько заплакала. Мама, похоже очень уставшая от того, что дочь так долго не засыпает и к тому же шумит, сказала ей: «Хватит орать, ты всех перебудишь. Сейчас за тобой придет проводница и высадит тебя!»

В связи с увиденным я решила написать о нескольких важных для меня вещах, о которых я частенько как психолог говорю с родителями. Во-первых, никогда нельзя пугать детей потерей привязанности. Сойти с поезда в данной ситуации — это посыл о том, что ребенок останется один, а родитель этому никак не воспрепятствует. Кроме того, это посыл такого рода: «Я буду с тобой рядом, только если ты будешь себя хорошо вести».

Для ребенка привязанность — базовая потребность. Она необходима не меньше, чем воздух и вода.

К сожалению, я часто наблюдаю сцены, когда родители подобным образом угрожают детям: «Я сейчас уйду и оставлю тебя тут одного», «Сейчас за тобой придет полицейский и заберет» и т.п. Родителям важно понимать, что скрывается за подобными словами, и какой внутренний ужас они могут вызывать у ребенка.

Конечно, я понимаю, что родители бывают очень раздражены, уставшие и т.п. Как мама я сама порой с трудом себя сдерживаю. Когда родитель захвачен эмоцией, он действует исходя из нее.

В моей ситуации в поезде обе мамы переживали о том, что о них подумают люди вокруг, они устали от дороги и детских капризов.

А дети? Приглядываясь к ним, я заметила, что одной девочке и правда было скучно, она была перевозбуждена непривычным ощущением путешествия в поезде. Другая девочка, похоже, была немного встревожена и тоже перевозбуждена. Когда она ударилась, то еще больше стала нуждаться в поддержке и сопереживании со стороны мамы.

Если мы зададимся вопросом «а в чем сейчас нуждается ребенок?», фокус внимания меняется.

В данной ситуации мамы могли, например, полежать рядом, пошептаться с дочками, погладить их по голове или занять чем-то успокаивающим. И я уверена, что будь они в более спокойном состоянии, они конечно же так и сделали бы. Но, повторюсь, когда человек захвачен эмоциями, он действует исходя из них.

В таком состоянии очень сложно разделить и дифференцировать собственные чувства (тревожусь, что другие что-то подумают; злюсь, что не могу поспать и т.д.) от состояния и потребностей ребенка, которому гораздо сложнее самому о себе позаботиться и успокоиться.

Именно поэтому первый шаг в подобной ситуации и универсальный совет для родителей: когда вас охватывают эмоции, постарайтесь ненадолго выйти из ситуации.

Эмоции — как волна. Они накатывают, набирают пик (в котором наша возможность трезво и рационально мыслить значительно снижается), а потом сходят на нет.

Если не получается физически выйти из ситуации, попробуйте хотя бы секунд на 30 сконцентрироваться на дыхании.

Удлините выдох примерно в два раза (можно, например, считать). Представьте себе приятную для вас картинку и сконцентрируйтесь на ней. Главное здесь — переключиться. Как только эмоции успокоятся, отметьте для себя свое состояние: я злюсь, потому что… Я взволнована, потому что… И т.д.

Затем задайте себе вопрос: что сейчас чувствует мой ребенок? В чем он нуждается? Как я могу ему помочь, обращаясь к его потребностям?

Часто родители сталкиваются с похожими, повторяющимися ситуациями. Если сделать еще один шаг назад, то, конечно, важно заранее продумать, что может происходить с ребенком, как на это реагировать. Непосредственно в стрессовой ситуации вам будет гораздо проще реагировать «правильно».

Приводя эти примеры, я хотела бы подчеркнуть, что они взяты не для того, чтобы дискредитировать описанных мам. Они в целом были замечательные и теплые. Но всем нам порой свойственно терять контроль над собой и ситуацией.

Напоследок я бы хотела также отметить следующее. Предложенные стратегии поведения — это локальная помощь.

За угрозами ребенку, как правило, стоит чувство беспомощности родителя и потери контроля над собой и ситуацией.

На «горячую» голову ситуация и правда переживается как патовая. Именно поэтому важно учиться переключаться и успокаиваться.

Однако для многих родителей такие ситуации становятся постоянно повторяющимися. Так, например, мамы периодически обращаются за помощью в связи с тем, что, по их словам, не справляются с ребенком. Чувства беспомощности и усталости становятся привычным фоном, а угрозы — практически единственным способом хоть как-то повлиять на ребенка. В этой ситуации может быть очень полезна помощь психолога, основной задачей которого становится поиск причин подобной проблемы (их может быть достаточно много, но все они решаемы).

Изначально этот текст был опубликован на сайте проекта Мамсила. Мы публикуем его с разрешения редакции.

.

.

Материалы по теме
->