Смартфон и дети: как технологии изменили подход современных родителей к воспитанию

Смартфон и дети: как технологии изменили подход современных родителей к воспитанию - слайд

© Коллаж Chips Journal

Американские родители против гаджетов. А как у нас?

Из-за гаджетов воспитывать детей сегодня сложнее, чем 20 лет назад — так считают ⅔ родителей в США, согласно данным опроса исследовательского центра Пью.

Исследовательский центр Пью, изучающий социальные проблемы и демографические тенденции, опросил американские семьи и узнал, как они оценивают влияние цифровых технологий на потомство.

 «Раньше было лучше»

«Социальные сети плохо влияют на самооценку ребенка. Им так сложно все время сражаться с тем потоком сообщений, который они получают. Быть подростком сейчас труднее, чем 10 лет назад, и гораздо труднее, чем 30 лет назад. Быть родителем и преодолевать все эти препятствия действительно трудно», — делится мнением одна из опрошенных. Большая часть опрошенных (66 процентов) уверенно заявила, что воспитывать детей сегодня сложнее, чем 20 лет назад — именно из-за влияния смартфонов и социальных сетей. Лишь 7 процентов считают, что роль родителя стала проще, а 26 процентов не видят разницы между родительством в наши дни и два десятка лет назад.

Среди причин, которые усложнили процесс воспитания, чаще всего отмечают воздействие цифровых технологий (26 процентов), социальных сетей (21 процент), а также тот факт, что доступ к технологиям делает детей уязвимыми (14 процентов). Кроме того, родители отметили изменение моральных норм и сильно возросшие затраты на ребенка.

В связи с этим появляется новая форма взаимоотношений между родителем и ребенком. Это форма цифрового контроля. На конференции EdCrunch эксперты и психологи разберут насколько корректно использовать режим «родительского контроля» и трекеры передвижения детей, и самое главное к чему это все может привести. Потеряли ли родители окончательно доверие к детям и окружающей среде? Об этом и не только мы будем говорить на дискуссии «Цифровой контроль (трекеры) меняет отношения детей и родителей».

 Слишком много экрана

Большинство родителей уверены: их ребенок проводит слишком много времени перед экраном (причем речь идет о детях, младше 12 лет). Обеспокоенность т.н. экранным временем (совокупность всего времени, проводимого за тем или иным устройством) выразили 71 процент родителей, а 31 — крайнюю обеспокоенность. «Так много информации со всех устройств, — говорит один из родителей. — Переизбыток данных дает детям почву для слишком многих идей и может плохо сказаться на их поведении».

Что интересно, проблема лишнего экранного времени касается не только детей: по словам родителей, они хотели бы и сами реже пользоваться девайсами. Если 56 процентов считают, что проводят слишком много времени в смартфоне, то 68 процентов посетовали на то, что отвлекаются на телефон во время общения с детьми.

При этом все они сходятся в одном: 71 процент родителей уверены, что постоянная «приклеенность» к смартфону приносит больше вреда, чем пользы. На панельной дискуссии EdCrunch директор по развитию направления «Видео» компании «Ростелеком» Антон Володькин расскажет, какова реальная картина экранного времени пользователей компании. И тут мы увидим общую проблему, касающуюся в целом культуры потребления контента.

 За советом — к врачам и друзьям

В каждом доме свои правила: где-то избегают даже телевизора, а где-то спокойно дают планшет даже младенцу. Но где искать правды? Кто должен определять экранное время ребенка? Так, по данным опроса, многие родители «сами знают», сколько времени их отпрыск должен проводить у экрана: 39 процентов уверены в своем мнении, а 45 поцентов достаточно уверены. Тем не менее, многие обращаются за советом к специалистам — 61 процент родителей спрашивал рекомендаций у медиков, 55 процентов ориентируются на опыт других родителей, а 45 спрашивают у педагогов.

 Смартфон разучит дружить

Родители волнуются: смартфон может повлиять на навыки общения. Почти 71 процент родителей согласны с тем, что использование смартфона в той или иной степени влияет на развитие социальных навыков, а также на способность устанавливать дружеские отношения. Чуть более половины опрошенных также опасаются, что увлеченность гаджетами сказываются на успеваемости их детей.Чем именно пугает цифровизация детства? «Технологии приучили детей к мгновенному получению удовольствия и отсутствию терпения», — говорит один из респондентов. «Слишком много технологий. Дети становятся зависимыми. Они не выходят на улицу, не тусуются с друзьями, набирают лишний вес из-за отсутствия физической нагрузки и плохого питания», — объясняет другой родитель.

Среди других страхов — риск стать жертвой киберпреступников (63 процента), получить доступ к контенту, содержащему сцены секса (60) или насилия (59), подвергнуться сексуальным домогательствам онлайн или кибер-буллингу (56).

 Какие технологии выбирают дети

Самым популярным «экраном» был и остается телевизор — об этом высказались 88 процентов родителей. Далее по популярности идут планшет (67 процентов) и смартфон (60). Лишь 44 процента родителей отметили стационарный компьютер и ноутбук как технологию, которой пользуются их дети. Правда, эти цифры отличаются в зависимости от возраста. Так, компьютером (стационарным или ноутбуком) пользуются: — 73 процента детей в возрасте 9-11 лет; — 54 процента в возрасте 5-8 лет; — и 16 процентов младше 5 лет.А вот планшет более популярен почти во всех возрастных группах: — 80 провентов в возрасте 5-11;  64 процента в возрасте 3-4; 35 процента в возрасте до двух лет.

Более ⅓ родителей сказали, что их дети начали пользоваться смартфоном в возрасте до 5 лет.

Среди самых популярных программ — голосовой помощник. Apple Siri или Amazon Alexa пользуются популярностью у 36 процентов американских детей. К голосовому помощнику чаще всего обращаются за музыкой (82 процента), информацией (66), шуток (47) и игр (30).

 YouTube с пеленок

YouTube — самая популярная платформа для детей всех возрастов. Согласно опросу, YouTube смотрят 89 процентов детей в возрасте 5-11 лет, 81 процент детей 3-4 лет и 57 процентов детей в возрасте до двух лет включительно. Причем 53 процента детей пользуются видеохостингом каждый день, а 35 процентов — несколько раз в день.

Отношение к платформе противоречивое. С одной стороны, ее видят как образовательный ресурс, с другой — как источник потенциально неблагоприятного для детей контента:

— как способ развлечь ребенка YouTube используют 97 процентов семей; 

— как возможность узнать нечто новое YouTube используют 88 процентов родителей; 

— способ познакомить детей с другими культурами — так YouTube видят 75 процентов родителей; — как источник неподобающего для детей контента: дети как минимум 46 процентов родителей сталкивались хоть раз с неприемлемым для своего возраста видео.

Ученые проследили связь с образованием: чем выше степень образования у родителей, тем меньше смотрят YouTube и они сами, и их дети.

 Сперва планшет, потом смартфон

Дети так или иначе получают доступ к гаджетам, и один из самых наболевших вопросов для любого родителя — когда у ребенка должен появиться свой собственный смартфон или планшет.

Что касается смартфонов, большинство американских семей (73 процента) не считает это приемлемым для детей младше 12 лет: 45 процентов готовы подарить своему ребенку гаджет в 12-14 лет, а 28 процентов — только после 15-летия. Тем не менее, 22 процентов родителей не видят ничего дурного в личных смартфонах у детей до 12-и лет.

Однако относительно планшетов возрастной ценз, по мнению американских родителей, уже другой: 65 процентов американцев считает нормальным иметь свой планшет даже до 12 лет.

На вопрос, зачем ребенку смартфон, многие ответили «для развлечения» (25 процентов) и «для связи с друзьями (6). Только 9 процентов родителей отметили «чтобы делать домашние задания».

Социальные сети устанавливают ограничения по возрасту, однако для многих это не помеха: 13 процентов детей опрошенных пользуются TikTok, 10 процентов Snapchat, 5 процентов Instagram и 3 процента Facebook. На этот фактор влияет наличие собственного смартфона: 42 процента детей, у которых свои смартфоны, пользуются TikTok и Snapchat.

Интересна взаимосвязь с уровнем образования в семье: чем выше образование у родителей, тем менее восторженно относятся они к покупке собственного смартфона ребенку.

 Наказания и контроль

Привязанность детей к интернету и гаджетам — не только почва для беспокойства, но и новые возможности влиять на ребенка. Запрет на экранное время сегодня один из самых популярных методов воспитания: 80% родителей используют это как дисциплинарную меру.

Почти 86 проценто родителей контролируют, сколько времени ребенок проводит «в компьютере». Но кроме собственно экранного времени, бдительные родители следят и за деятельностью своего ребенка. Например, 75 процентов родителей проверяют посещаемые веб-сайты и мобильные приложения своих детей, а 72 процента пользуются функцией «родительский контроль» для ограничения экранного времени и типа контента.

Многие на этом не останавливаются — 49 процентов просматривают записи звонков и сообщений, 33 процента следит за передвижением своего ребенка с помощью GPS, а 28 процентов мониторят социальные сети своих детей. Недавно основным способом контроля был звонок на домашний телефон и позже — на мобильный с вопросом «ты где?». Теперь есть устройство, позволяющее узнать ответ на неизменный вопрос, не обращаясь к ребенку напрямую. Детские умные часы, снабженные геолокатором, дадут полную информацию о месте пребывания ребенка без его согласия.

Стандартный набор функций этих часов, помимо GPS-трекера, — это телефонный звонок, кнопка SOS (передача координат местонахождения пользователя и голосового сообщения на телефонные номера родителей), прослушка (возможность установить одноканальное аудиосоединение с часами и услышать всё, что происходит вокруг пользователя часов без его ведома и согласия).

В России за 2018 год объем продаж носимой электроники вырос на 200 процентов, что составило 2,5 млн устройств, а 19 процентов от общего объема занимают устройства, определяющие местонахождение пользователя. Психологи уже высказываю опасения относительно этого тренда. На EdCrunch психологи и создатели трекеров встретятся и попробуют договорится, нужны  подобные трекеры или нет. Ведь осознав все тонкости своего нового положения, дети (часто получающие такие часы по собственному большому желанию) начинают вести себя как «подконтрольные». С точки зрения психологии личности приватность (как баланс закрытости и открытости всех видов информации о человеке) — один из важных аспектов психического здоровья личности.

 Начни с себя

Более половины опрошенных жалуются на то, что сами уделяют слишком много времени гаджетам, причем 36% отметили зависимость от социальных сетей, а 11 процентов выделили страсть к видеоиграм. Иногда именно смартфон отвлекает родителя от собственного ребенка: 68 процентов признались, что пользуются телефоном, когда проводят время с детьми, а 17 процентов подчеркнули, что такое происходит достаточно часто.

Эти показатели зависят от возраста: родители 18-49 лет гораздо чаще отвлекаются на смартфон (59 процентов), чем родители 50+ (36). При этом, согласно данным опроса, чем выше уровень образования, тем больше времени родитель проводит в смартфоне — 75 окончивших колледж склонны чаще отвлекаться на гаджеты, проводя время с ребенком, по сравнению с 68 процентов не окончивших колледж и 61 процент не учившихся в колледже вообще.

Исследование проводилось в начале марта и отражает ситуацию до пандемии — о том, как скажется карантин на отношения к гаджетам, еще предстоит изучить. Однако и эти данные достаточно выразительны, чтобы понять: проблема есть, но начинать надо с себя.

Напомним, что для российских родителей Роспотребнадзор разработал свои рекомендации: сколько времени должен проводить ребенок у экрана в зависимости от возраста и чем ему угрожают гаджеты.

В новой цифровой реальности родители обречены на балансирование между необходимостью интерпретации новой информации о ребенке и моральностью ее разглашения, между погруженностью в мир ребенка благодаря постоянному цифровому присутствию и собственной автономией, между контролем и заботой. На этот глобальный вопрос эксперты из области психологии, педагогики, этики, инноваций попробуют ответить на дискуссии «Цифровой контроль (трекеры) меняет отношения детей и родителей» на международной конференции EdCrunch 8 — 10 декабря 2020 года.

Материалы по теме
Интересное
Развитие
Объясняет Юлия Марышева, руководительница программ Мемориальной синагоги Российского еврейского конгресса
Развлечения
Для тех, кому наскучила диснеевская анимация
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.