Как понять, что летний лагерь безопасен: отвечают эксперты
Как понять, что летний лагерь безопасен: отвечают эксперты - слайд

Как определить, все ли в порядке в летнем лагере с безопасностью?

Почти два года назад в Карелии во время сплава по озеру утонуло 14 подростков из парк-отеля «Сямозеро». Это страшная трагедия. Мы выражаем свои глубочайшие соболезнования родителям и близким погибших детей. И, конечно, всех родителей с того момента волнует вопрос: можно ли было заранее понять, что в этом лагере опасно? Как вообще правильно выбирать лагерь, на что обращать внимание? Мы расспросили экспертов.

Причины трагедии: как такое могло случиться?

Роберт Туйкин, руководитель компании «Вершитель», автор тренингов для детей и подростков

Как показывает мой почти 30-летний опыт работы в теме детского туризма, программ «выживания», курсов по оказанию первой помощи, работы в маршрутно-квалификационных комиссиях в качестве эксперта, а также как организатора и руководителя поисково-спасательных работ в разных регионах, есть как минимум три причины несчастных случаев в походах.

Причина первая - системная. Когда отдых рассматривается как услуга

Посмотрим на ситуацию с точки зрения организации туризма. Чем завлекают на разные турмаршруты? Различными развлекательными моментами. «Вы увидите...», «Вы получите...»... И чтобы было максимально «вкусненько» для клиента, в ограниченные сроки пытаются запихать максимальное количество процессов, которые и обещаются. И тут возникает первая предпосылка к подобной трагедии: обещанные процессы должны быть выданы клиенту любой ценой. Вроде штормовое предупреждение есть, но будет шторм или нет - бабушка надвое сказала, а вот обещанный график уже есть. И, подозреваю, есть санкции за несоблюдение этого графика. Вопрос - может ли организатор отказаться сейчас от какого-то процесса, если считает его проведение в текущий момент опасным или просто нежелательным? Для меня это первая «лакмусовая бумажка» при оценке лагеря и организаторов - что для них первично? Обещание и программа или безопасность текущего момента? Готов ли организатор к изменению первоначально обещанного плана программы? Готов ли он к тому, что могут быть недовольные: «Обещали и не сделали!»?

Вторая причина, вытекающая из первой: «Ребенок едет отдыхать»

Судя по тому, как развивались события, никто - повторюсь, НИКТО не был готов к РЕАЛЬНЫМ СЛОЖНЫМ УСЛОВИЯМ! Шторма случаются. Погода бывает разной. Ситуация может ухудшиться внезапно. Говорят, есть у народов севера правило: «Уходишь на день, готовься на три». Для московских детей, приехавших отдыхать, аттракцион «Комната ужаса» стал реальностью. Они ехали развлекаться, а резко стало важным выживать и бороться за жизнь. А вот к этому не все были готовы. Играть в героев Джека Лондона и выжить в этих условиях - две большие разницы. Они шли развлекаться на 1 день! Вот вторая роковая ошибка. Как здесь быть готовым? Нужно собеседование с родителями и участниками. Чтобы они реально понимали куда и главное (!) для чего ребенок туда едет. Кто и за что отвечает? С какими сложностями и трудностями он реально может столкнуться на каждом этапе программы. Что делать, если что-то случилось. Родители! Задавайте вопросы! Много вопросов. Стремитесь услышать ответ.

Третья причина. Отсутствие подготовки к сложным условиям. Ошибки планирования программы

«Лучше на полгода раньше, чем на 5 минут позже» - один из принципов Курса Первой Помощи. Второй день заезда. Идет только притирка. Еще толком никто не познакомился. Да и не стоит задача: уметь выжить в сложных условиях. Вероятность киля не предусмотрена. Нет аварийных комплектов у участников и инструкторов. Похоже, нет процедуры действий в такой обстановке. Нет запаса еды и одежды. Никто не знает, что делать при переохлаждении. Нет сигнализации. Нет договоренностей и плана. Да и откуда им появиться на второй день программы? Это явный косяк организаторов. Важно наработать навык действий в сложные моменты. Наработать ДО возможных проявлений этих сложных моментов.

Это, кстати, можно увидеть в плане программы. Можно задавать вопросы из серии «А что будет, если?». И если ответы вам неясны, то стоит задуматься.

Четвертая причина. Отсутствие опыта и конкретных процедур действий у инструкторов и участников. Нет системы безопасности

Нет снаряжения. Нет привычки останавливаться. Нет программы действий. Нет сигнализации. Нет системы оповещения и контроля безопасности. Почему спасателей вызывает участница, а не руководство лагеря? Были ли контрольные сроки? Есть ли стратегия действий при срыве контрольных сроков? Это тоже «косяк» организаторов. Их системная недоработка. И это не вопрос к их квалификации. Это вопрос к внутренним правилам этого лагеря. Есть ли они - эти правила? Об этом тоже надо спрашивать. Слушать и принимать решения. Опыт никак не проверишь, а вот процедуры (их наличие и разумность) можно проверить легко.

Пятая причина. Разобщенность. Одиночество. Отсутствие координации. Стремление вернуться на базу, в уют и комфорт

Сохранение этой программы при ухудшении ситуации. Сидеть вместе «на мокром листе» голодными, холодными и, возможно, услышать массу возмущений от участников, начальства и родителей, с моей точки зрения, гораздо полезнее и здоровее, чем с надеждой на «авось проскочим» рвать когти на базу.

Что можно было бы сделать в конкретной ситуации?

Это моя версия, которая была построена на доступной информации о трагедии. Итак... Чтобы обезопасить участников, действия организаторов ДО шторма: все инструкторы должны были заранее пройти Курс Первой Помощи и поучаствовать в ролевых и ситуационных играх. Все участники (дети) перед походом должны были быть ознакомлены с кратким вариантом. Обязательное наличие принятой и известной всем системы контрольных сроков и стандартных процедур действий на разные ситуации. Проведенные семинары по действиям в ЧС с участниками Программы. Например, что делать при переохлаждении. Диагностика, предупреждение, спасение. Проведены собеседования с участниками и родителями. И они ЗНАЮТ про возможные ОПАСНОСТИ РАЙОНА и МАРШРУТОВ.

Второе. К району нужно готовиться серьезно! Карелия - достаточно сложный район, и у него есть свои особенности. Например, резкие шквалы ветра, высокая волна, ночные затишья ветра, холод, длинный световой день и т.д.

Утро. Есть план на сплав. Есть штормовое предупреждение. Погода, вроде, приемлемая. Собираются и отправляются на сплав. Вот не уверен я, что руководителю, имея только штормовое предупреждение, стоило отменить выход. А вот взять с собой спутниковый телефон, аварийный запас еды, одежды, тентов и т.д. - можно. Договориться о действиях при различных ситуациях - можно и нужно. Взять коврики, пеновопы и другие полезные вещицы на всех участников и инструкторов - можно, важно и полезно.

День - сплав по плану. Вечер. Сплав окончен. Осталось немного «гладкой воды», и все «в тепле и уюте». А вот погода явно портится, но не настолько, чтобы страх перевесил стремление «к теплу». Стоило бы включить чуйку и остаться на берегу. Возможно, даже схватив «холодную ночевку» с ее нежелательными последствиями. Предупреждения проигнорированы, и все устремляются «на базу». Резкое ухудшение погоды. И вот тут главная ошибка. При первых, пусть и неявных признаках НЕМЕДЛЕННО ПРИСТАТЬ К БЛИЖАЙШЕМУ БЕРЕГУ! ВМЕСТЕ!!! Послать сигнал SOS и вместе бороться за выживание. К сожалению, все получилось совсем иначе.

На что обратить внимание при выборе детского лагеря?

Менеджер интернет-проектов «Клуб Путешественников Робинзонада» Екатерина Агеева:

В первую очередь, смотрите на соотношение детей и взрослых. И чем больше последних, тем лучше. Речь идет не только о педагогах – это могут быть фотографы, психологи, администраторы, которые большую часть своего времени наблюдают за детьми.

На площадке обязательно присутствие врача – идеально, если он будет не один. Это может быть педиатр и травматолог/хирург.

У самой компании должна быть система подготовки сотрудников — школа вожатых и руководителей программ, выезды на места проведения программ, обучение на курсах Красного Креста и пр.

Обратите внимание на образование вожатых (в идеале педагогическое, психологическое, спортивное), опыт работы с детьми, наличие медицинской книжки, справки о несудимости и пр.

Не последнюю роль играет и репутация компании, отзывы на ее сайте и сторонних ресурсах, стаж работы (чем больше, тем лучше), отклики от тех, кто уже ездил (коллеги, соседи и пр.). Кроме того, компания-туроператор обязана иметь страховку и должна быть внесена в реестр туроператоров с соответствующим кодом.

Как можно удостовериться, что пребывание в лагере безопасно?

Думнова Анастасия, администратор одного из клубов сети «ФанФан»:

Обратите внимание на наличие всех документов, сертификатов и разрешений со стороны Санпина и Роспотребнадзора. Важна также обработка территории, состояние оборудования и зданий лагеря, уровень квалификации сотрудников. В лагере должно существовать внутреннее расписание, план событий. Кроме того, если мероприятия представляют особую опасность, должны быть представлены варианты проведения досуга в лагере при неблагоприятных погодных условиях.

Александра Совга, группа компаний «Большая медведица»:

Есть два типа лагерей: палаточный и стационарный. Между ними колоссальная разница. В палаточных нет туалетов и душа в месте проживания. Кроме того, они подразумевают занятия на открытом воздухе практически в любую погоду. Ребят, которые едут в лагерь впервые, следует подготовить к проживанию в "нестандартных" условиях и предупреждать о возможных неудобствах в бытовом плане.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Материалы по теме
Интересное
Жизнь
По статистике, каждый девятый человек на планете имеет проблемы со слухом. В России таких людей около 15 тысяч. Мы поговорили с родителями...
Здоровье
На что обратить внимание родителям, которые хотят, чтобы их дети постились – разбираемся вместе с врачом.
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.