В семейном лектории «CHIPS journal» побывала психолог Катерина Мурашова и рассказала всё самое важное, что нужно знать о травле в школе: почему такие ситуации происходят, как их не допустить и что делать, если ваш ребенок оказался объектом травли. Мы приводим некоторые отрывки лекции.
Почему одни дети травят других
Для начала важно понимать как возникает травля, а для этого важно знать что такое групповая динамика. О ней должны знать все родители. Это понятие не очень распространено: современная психология очень индивидуально ориентирована. Мы – родители, психологи, общество – очень внимательно пытаемся следить за личностью, за тем, что с ней происходит, как её развивать. И делая фокус на личности, мы часто упускаем то, что личность существует только в группе.
Некоторое время после рождения дети существуют в одиночестве. То есть мы можем посадить двух детей рядом, дать им лопатки, и они вместе начнут копать ямку. Это некое взаимодействие, но это еще не групповая динамика. По-настоящему групповая динамика начинается со школы. Любой собранный класс поневоле является группой сверстников – иногда разных национальностей, умных и глупых, красивых и некрасивых, здоровых и не очень. И когда эта группа собирается, начинается формирование ролей. И вот что это за роли:
Лидер. Это не обязательно самый умный, самый красивый или самый сильный. Это тот, кто может заинтересовать других, кто способен за собой повести и может взять на себя ответственность. Лидер есть в любой группе.
Группа лидера. Вокруг лидера должны быть люди, которые его поддерживают. Это необязательно все люди в группе, их может быть всего несколько человек. Это те, кто считают, что лидер действительно знает, куда вести, и готовы за ним идти.
Оппозиционный лидер. Это тот, кто сопротивляется. Тот, кто говорит, что лидер ведёт не туда, куда надо, и предлагает альтернативы.
Группа оппозиционного лидера. Оппозиционный лидер также может существовать только со сторонниками.
Эксперт. Это тот, к кому обращаются, если группе надо о чем-то узнать. Экспертов может быть несколько. И они, конечно, меняются. Например, увлеклась вся группа аниме. И выяснилось, что где-то в углу сидит Петя, который аниме увлекается давно. Совершенно однозначно, что Петя на это время становится экспертом – к нему обращаются, у него спрашивают, с ним советуются.
Переводчик. Эта роль очень часто встречается в негомогенных группах. Это и переводчик, и переговорщик. Это сильная и мощная роль, это тот человек, который переводит с «одного» языка на «другой». Потому что в классе есть разные люди, с разными навыками коммуникации. На эту роль годятся дети с развитой речью, которые не рвутся в лидеры и которым не нравятся конфликты.
Шут. Это древняя и мощная роль. Это человек, который идет по грани, человек, который раздражает. И он один, шуты не существуют группами. Характеристика шута – высокий интеллект. Обычно за эту роль бывает конкуренция.
Волшебник. Это тот, кто отвечает за связь группы с «потусторонними силами». Забавная, хорошая роль. Ее может исполнять человек, который может заинтриговать и фантазировать, вдохновенно молоть чушь.
Протоколист. Это такой зануда, который всегда слушает и напоминает другим, что они намеревались делать и куда собирались идти. Роль протоколиста очень важна, он зачастую подменяет лидера. Это - организатор. Он должен обладать хорошей памятью и «занозливостью». Это человек, который «снижает напряг».
Козёл отпущения. Если в группе хороший лидер, то козла отпущения в ней не будет. Наличие козла отпущения – это всегда ошибка лидера. Это роль того, на ком отыгрываются. На нем отыгрываются все, и никто не встает на его защиту.
Кто находится в группе риска
Тот, кто может играть только одну роль. Представьте: ребенок всегда ходил в частный детский садик, играет на скрипке, и все говорили какой он талантливый. А потом он попадает в обычную районную гимназию. И пытается играть только ту роль, которую он знает, – роль Маленького принца. Ему будет тяжело. Дети – маленькие зверушки, они начинают его «проверять». А у него нет ничего, чем защититься.
Ребенок, который чем-то резко отличается от группы. Если группа – дворовая школа, а он - один единственный интеллигент. Или наоборот. Но если он может предложить этой группе яркую роль, то у него есть шанс быть признанным.
Дети с неадекватной самооценкой. Неадекватная самооценка - это вина родителей и среды. Это не слишком высокая, не слишком низкая, а именно неадекватная самооценка. Либо ребенка все захваливают, и он к этому привыкает. Либо его наоборот все "гнобят", и он привыкает к этому. А на самом деле он может быть совсем другим. Самооценка не должна быть высокой, она должна быть адекватной.
Что нужно, чтобы не допустить травли
Не зацикливаться на одной роли. Устроить так, чтобы ваш ребенок попробовал на себе несколько ролей. Чем больше у него опыта пребывания в разных ролях - если он где-то был лидером, где-то волшебником, где-то экспертом, тем меньше шансов у него попасть в позицию козла отпущения.
Что делать, если вы уверены, что ребенка травят
Первое, что нужно сделать – если уже доказано, что это травля – хватать его и выдергивать из этой группы. Анализ, разучивание групповых ролей, работа с самооценкой – все это потом. А сначала – выдернуть его из этой среды. Потому что роль козла отпущения, в отличие от всех остальных позитивных ролей, разрушает личность. И чем дольше он в этой роли пребывает, тем больше разрушается личность.
Как распознать травлю
Травля случается в том случае, если ребенка никто не поддерживает. Если ваш ребенок вместе с двумя друзьями воюют с пятью другими одноклассниками, иногда, возможно, приходят с синяками, – это не травля. А если ребенок один, и его травят пять человек, но никто из класса не встает на его защиту, то это уже травля.
Полную запись лекции Катерины Мурашовой "Школьная травля: что это такое и как вести себя родителям" вы можете посмотреть здесь.