Где полностью отменили учебный год, а где запретили петь на уроках?
Вопрос о том, как возобновлять учебный процесс для школьников, остро стоит не только перед Россией, ведь пандемия, к сожалению, коснулась всех. Сокращение летних каникул, новые парты на одного человека, запрет пения на уроках музыки, микро-школы и полное аннулирование 2020 учебного года — о том, какие стратегии выбрали другие страны, — в нашем новом обзоре.
Италия значительно пострадала от пандемии, и школы здесь после карантина пока еще не открывали. Планируется сделать это 14 сентября.
Все учителя смогут пройти перед началом нового учебного года бесплатный тест на коронавирус. Маски точно не надо будет носить детям до шести лет, а вот решение о масках для школьников остальных возрастных групп будет принято в конце августа.
Государство потратило довольно большой бюджет на заказ специальных моно-парт (на одного ученика) для того, чтобы обеспечить дистанцию между детьми в школах. Кажется, сейчас вся страна с затаенным дыханием следит, успеют ли эти парты произвести до начала учебного года или нет. Школьную коронавирусную мебель здесь вообще горячо обсуждают с конца июля, потому что в начале хотели сделать госзаказ на парты на колесиках, но потом от этой идеи все-таки отказались из-за ее дороговизны.
В некоторых регионах Италии уже решили, что в новом учебном году изменят и школьное расписание: например, в Риме и Лацио собираются разделить потоки учеников утром: часть детей будет приходить в школу в 8.30, а часть — в 9.30. Угадайте, кому из них мы больше завидуем.
В Германии сильный регионализм и даже стандартные летние каникулы тут в разных областях проходят в разное время. Еще в апреле и мае, когда школы потихонечку начали открывать после строгого карантина, в разных частях страны это происходило по-разному, в зависимости от эпидемиологической обстановки.
Вот и сегодня масочная политика в школе тоже варьируется от земли к земле: в Шлезвиг-Гольштейне дети могут приходить на урок без маски, а вот в Берлине и Бранденбурге ученики должны носить маску в коридорах, на лестницах и в столовой, пока не сели за свою парту или же за обеденный стол. Передвигаясь по коридору школы, нужно держаться правой стороны.
В Берлине и Бранденбурге также ввели следующие изменения: на уроках музыки нельзя петь в закрытом помещении, во время занятий по физкультуре или же театральному искусству между детьми не должно быть телесного контакта.
На празднование дня рождения ребенка родителям теперь не разрешается приносить домашнюю еду — только «индивидуальные», фабрично упакованные продукты.
Еще одна интересная особенность: в Германии в принципе запрещено домашнее обучение, поэтому вынужденный переход этой весной на дистанционку стал поистине историческим событием в стране. Хотя обучение сейчас вернулось в очную форму, те дети, которые находятся в группе риска и для которых коронавирус может быть особо опасен, смогут продолжить учиться дома, если предоставят специальный медицинский сертификат. Пока что дома остаются и пожилые учителя, входящие в группу риска: для того, чтобы заместить их, в Баварии даже собираются брать на работу людей без педагогического образования.
Многие исследователи говорят, что переход на дистанционное образование в связи с пандемией дался Дании очень легко, потому что изначально в школах многие материалы были в цифровой форме. Поэтому учителя фактически смогли перейти на новый формат преподавания за один клик.
Пионером эта страна стала и в другой сфере — когда первой в Европе снова открыла школы после карантина в апреле. Очные занятия возобновились в начальной и средней школе для детей до 12 лет: специалисты пришли к мнению, что школьники этого возраста легче переносят заболевание и больше всех нуждаются именно в живом общении с другом другом и с учителями в школе, в то время как дети постарше могут и дальше продолжать дистанционное образование.
Ученикам и учителям не нужно было носить маски на уроках, но количество учеников в классах сократили до 10-12 и рассадили их с дистанцией в два метра (впоследствии дистанцию сократили до одного метра). Каждые два часа дети должны были мыть руки — для этого в школах поставили специальные мобильные рукомойники. Все очные уроки по возможности старались проводить на улице.
В этой стране приняли одно из самых радикальных решений — 2020 учебный год здесь решили полностью отменить. Дети должны вернуться в школу лишь 1 января 2021 года. Они продолжат заниматься с того же места в школьной программе, где остановились в марте 2020 года, когда из-за пандемии учебные заведения закрыли. Хотя в Кении с первого августа разрешили въезд туристов, летом решение о закрытии школ не пересматривали. Причина в том, что даже в частных школах здесь иногда банально нет воды, а в кабинетах обычно проводят уроки сразу для нескольких классов, поэтому ни о каких мерах социального дистанцирования, да и о правилах гигиены, речи быть не может.
Учителя переживают, что для многих детей обед в школе — это был единственный гарантированный прием пищи в день, и что многие из них потом пришлось голодать. Есть также большая вероятность того, что из-за пандемии число детей, которым пришлось работать в полях, чтобы помогать своей семье пережить кризис, увеличилось, и что после открытия школ не все дети вернутся в классы, а останутся работать в полях.
Уругваю довольно неплохо в целом удалось сдержать эпидемию на своей территории — это страна с самой низкой долей заболевших и умерших в Южной Америке. Первые школы после карантина здесь открыли уже в апреле, следуя интересной логике: вначале занятия возобновились в небольших населенных пунктах в сельской местности, потому что у многих детей из деревень не было возможности получать дистанционное образование. Следующим этапом в школы вернулись дети из городов, у которых тоже не было необходимого оборудования для дистанционки. В конце июня все школьники уже могли вернуться в школы, при этом для уменьшения количества учеников в классе, часть уроков проводят дистанционно — естественно, для тех школьников, которые могут подключиться к интернету.
Хотя президент Трамп явно предпочитает, чтобы школы в Америке открылись как можно скорее, с стране довольно сильный регионализм, поэтому ситуация с открытием школ разнится от штата к штату. Так, например, в Калифорнии учителям не разрешили возвращаться к очной форме занятий до тех пор, пока в регионе не будет на протяжении 14 дней заметно резкое снижение числа заболевших (хотя потом власти пытались немного смягчить это правило и найти в нем исключение для начальных школ).
В Техасе, наоборот, учителей попросили вернуться к очным занятиям, несмотря на то, что количество заражений коронавирусом здесь тоже по-прежнему очень высоко. Один из педагогов Келли Треливен, пишет в Нью-Йорк Таймс, что подобные «приказы» вернуться к исполнению своих учительских обязанностей могут привести к тому, что большинство хороших учителей просто уволятся из школ и их место займут менее адекватные коллеги.
По соцопросу, проведенному в июле, 60 процентов американских родителей были за то, чтобы повременить с открытием школ до того момента, пока вирус не будет под контролем. Кстати, одной из ярких тенденций во время карантина в Америке стала так называемая «микро-школа», когда родители оплачивали частные уроки с учителем в собственном доме для маленькой группы детей. Многие родители и учителя озадачены, кстати, еще и такой проблемой: как заменить традиционное детское приветствие «high five» на бесконтактные «объятья лобстеров», когда школу наконец откроют?
Эпидемия коронавируса началась в Китае, и после того, как ситуация в некоторых регионах стабилизировалась, школы постепенно начали открываться в этой стране еще в апреле. Перед входом в школу детям измеряли температуру, а также просили их показать «зеленый код» в специальном приложении для телефона, которое отслеживало риск быть зараженным ковидом. И детям, и учителям необходимо было носить маски в школе все время (за исключением обеда). В некоторых школах использовали не только моно-парты, но и специальные пластиковые загородки, отделяющие учеников друг от друга – такие загородки стали популярными также в Тайване. Но несмотря на эти жесткие ограничения, некоторым школам снова пришлось закрыться из-за новых вспышек вируса в стране.
В Японии школы снова открыли после карантина в конце мая — начале июня. При этом ученики одного класса посещали школу в разные дни, чтобы в кабинетах не было большого столпотворения. В школах вообще действуют довольно строгие правила: перед уроками детям каждый день меряют температуру, перекусывать школьники должны за своими партами и в момент принятия пищи им не разрешают разговаривать с друг другом. Летние каникулы детям сократили, чтобы они смогли наверстать программу, поэтому дети вернулись в классы уже в августе. Хотя в Японии дети привыкли носить маски и без коронавируса — в периоды распространения других респираторно-вирусных инфекций — многие жалуются, что им сложно сидеть в масках на уроках, потому что пока все еще очень жарко.
Израиль долгое время ставили в пример остальным государствам: здесь быстро приняли строгие карантинные меры, и распространение вируса, казалось бы, удалось сдержать. Но вот с возвращением к очному учебному процессу что-то пошло не так. Многие школы и гимназии снова пришлось закрыть летом практически сразу же после открытия – было много случаев заражения как среди учителей, так и среди учеников.
«Когда в стране снижается статистика по ковиду, есть ощущение, что вирус ушел, но это иллюзия», — говорит профессор эпидемиологии Хагай Левин, — Если вы снова решили открывать школы в стране, то делать это надо постепенно, применяя строгие правила, предельно аккуратно». В неудачном стечении обстоятельств израильского сценария принято винить и погоду: было настолько жарко, что люди не смогли больше носить маски, хотя маски и были обязательными.
В итоге правительство разрешило их временно не использовать. В школах начали включать кондиционер при закрытых окнах, без проветривания. Все эти ошибки, а также общая установка на то, что «пора уже возвращаться к нормальной жизни», видимо, и привели к возникновению новых очагов заражения именно в образовательных учреждениях в стране.
Ещё почитать по теме