Владимир Маяковский: главный детский поэт страны

Владимир Маяковский: главный детский поэт страны - слайд

© Коллаж Chips Journal

В честь дня рождения Владимира Маяковского – а сегодня, 19 июля 2020 года, ему исполняется 127 лет – CJ хочет рассказать о том, как из критикуемого автора он стал в одночасье самым важным детским поэтом эпохи.

В 1922 году Маяковский написал автобиографию под названием «Я сам» (вот кого целыми днями напролет цитирует ваш тоддлер). Он вспоминал, что в детстве ко всем именинам его заставляли учить стихи, в которых было много непонятных слов, и эти слова раздражали (например, «соплеменные горы»): «Позднее я узнал, что это поэтичность и стал ее тихо ненавидеть». А потом Маяковский вырос и сам без обиняков растолковал всем, что такое хорошо и что такое плохо.

В автобиографии он утверждает, что стал поэтом в тот день, когда прочитал одно свое плохое стихотворение приятелю Давиду Бурлюку, а тот рявкнул ему в ответ: «Да это же вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!». Невозможно представить, что бы было, если бы Бурлюк не сказал этой фразы. Знали бы мы Маяковского только как живописца? (Дмитрий Быков, автор огромной и очень странной монографии о Маяковском, утверждает, что главная трагедия «Маяка» именно в том, что он переключился с живописи на словесное искусство).

Детская литература в ту эпоху была на особом положении — с ее помощью в СССР собирались ковать новых людей. Маяковского эта область творчества по-настоящему заинтересовала. Не просто как возможность заработка, а как шанс рассказать молодому поколению новым языком о том, как устроен наш мир — о новых профессиях, новом обществе и новых идеалах. Старья, как известно, он не признавал!

В ноябре 1918-го года поэт собирался писать книжку под названием «Для детков», в которую должны были войти прекрасные «Тучкины штучки», но эта идея так и осталась не реализована. Зато вышло много других произведений для детей — «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кем быть», «Прочти и катай в Париж и в Китай», «Конь-огонь», «Что ни страница, то слон, то львица», «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», «Летающий пролетарий», «История Власа, лентяя и лоботряса». И еще, конечно, легендарная «Советская азбука».

Хотя некоторые реалии, упомянутые в этих стихах, устарели, даже спустя сто лет мы читаем строчки детских стихов Маяковского с улыбкой на лице. Часто хочется спросить: сколько в этом дидактизме и шаблонности иронии? Это такой троллинг нового советского быта? Или доведенная до предела искренность, как и в его лирических стихах? Быков говорит о том, что юмор Маяковского — это юмор каламбуриста, и поэтому его произведения так близки к рекламным слоганам и так легко запоминаются. Маяковский, ведь действительно много работал в рекламе. Вот несколько из его слоганов, с помощью которых до сих пор можно было бы продавать товары для детей:

МЯЧИКИ

Товарищи девочки,

товарищи мальчики!

Требуйте у мамы

эти мячики.

СО́СКИ

Лучших сосок

не было и нет, —

готов сосать

до старости лет.

ИГРУШКИ

От игр от этих

стихают дети.

Без этих игр

ребенок — тигр.

Детские произведения Маяковского часто ругали: Корней Чуковский считал, что они написаны «левой ногой», менее известные критики утверждали, что эти стихи были грубыми, антипедагогичными и слишком непонятными. Нападок было очень много. Дело дошло до того, что в 1930-м году детские книги Маяковского стали изыматься из библиотек.

В том же 1930-м году поэт покончил с собой.

Через пять лет после его смерти Лиля Брик написала письмо Иосифу Сталину и попросила его сделать так, чтобы Маяковский, — которого на протяжении последних лет старательно стирали из истории литературы — не был забыт. «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и к его произведениям — преступление», — цитировала ответ верховного главнокомандующего газета «Правда». Многие литературоведы до сих пор не понимают, с чем была связана такая неожиданная, сильная реакция вождя. Но после этого указа «сверху» началось, как это часто бывает, всеобщее соревнование: кто раньше, кто больше, кто лучше. В городах стали появляться улицы и площади, названные именем поэта. Всех заставили выучить «Что такое хорошо». «Маяковского стали вводить принудительно, как картошку при Екатерине», — заметит позже Борис Пастернак и добавит, что система второй раз уничтожила поэта, насильно вдолбив всем в голову его стихи. А сам Маяковский, кажется, мечтал о чем-то совсем другом:

Мне бы

памятник при жизни

полагается по чину.

Заложил бы

динамиту

ну-ка,

дрызнь!

Ненавижу

всяческую мертвечину!

Обожаю

всяческую жизнь!

P.S: Если вы не знаете, как отметить день рождения Маяковского, зарегистрируйтесь на сайте Российской государственной детской библиотеки и полистайте прижизненные издания автора в электронном каталоге. В них не только интересные стихи, но еще и отличные картинки!

Материалы по теме
Интересное
Психология
Какие же вещи взрослые считают своим неотъемлемым правом, но не разрешают детям?
Разбор
И чем тут могут помочь врачи.
партнерский материал
->