Несколько лет назад «мамская» тема не выходила за пределы небольших групп в социальных сетях. Относительно недавно контент, публикуемый в таких сообществах, стал причиной для буллинга и травли молодых матерей. Появлению пренебрежительной коннотации у слов из материнского сленга, поспособствовали не только пользователи Сети: подчеркнуто обидные выражения начали звучать в книгах, в юмористических программах и даже сериалах. Например, в популярном сериале «Интерны» главный персонаж, доктор Быков, говорит про «клуб мамашек-овуляшек» и «пузожителей», комик Стас Старовойтов в одном из выступлений говорит о современных матерях и спермограмме, юмористическое ТВ-шоу «Однажды в России» рассказывает про «Сборище мамашек-овуляшек», а известный писатель Андрей Белянин в произведении «Демон с соседней улицы» использует слово «овуляшка». Мы поговорили с экспертами, чтобы узнать, кому это выгодно, и почему именно сейчас это стало популярно.
Лика Чекалова
Руководитель центра семейного образовательного проекта Hello Future
То, что происходит в Сети, называется кибербуллингом. Причины раздражения как реакции на «мамский» язык - понятные. Как и в случае с лингвистическим феноменом baby language (все эти привки, чмафки, с днюффкой и прочее) это пример инфантильного языка. За таким демонстративным инфантилом стоят, как правило, две основные причины. Во-первых, это неготовность/незрелость для серьезного открытого обсуждения темы.
Вокруг детей и деторождения, много табуированности, стереотипов, суеверий, и ментально незрелые личности, в данном случае, мамы, разрабатывают систему «детских» эвфемизмов, которые как бы позволяют «говорить, не говоря». Если ознакомитесь с «мамским» контентом и соотнесете его с уровнем развитости сознания и культуры авторов, думаю, будет очевидно, что интеллектуальные мамы такой язык практически не используют. Во-вторых, с помощью такого языка можно «насюсюкать» себе определенный статус. Намеренно детский язык, каковым является и «мамский», призван снизить градус требовательности сообщества и как бы дать его носителям карт-бланш на «быть детьми» – то есть, не сильно морочиться и не сильно отвечать за свои действия.
C помощью такого языка можно «насюсюкать» себе определенный статус. Намеренно детский язык, каковым является и «мамский», призван снизить градус требовательности сообщества и как бы дать его носителям карт-бланш на «быть детьми».
За этим стоит уже поведенческий и позиционный феномен, который в интернет-лексиконе маркирован мемом «яжемать» – действие из позиции некой привилегированности и требование особого отношения. В итоге мамский язык, как манифестация этих двух поведенческих девиаций (а с точки зрения взрослого, зрелого человека, готового к открытому обсуждению базовых жизненных тем и ответственности за свои действия, это – девиации из разряда «дурочкой прикинуться»), породил вместо позитива и умиления ровно обратную реакцию.
Вы наверняка не раз видели в соцсетях сркиншоты диалогов в мессенджерах, где одной из собеседниц выступает типичная представительница феномена «яжматери». Как правило, большинство из этих переписок оказываются сфабрикованными. Но это не мешает хайпу, который они поднимают в пабликах. Мы решили проверить, как это работает и сделали специальную фейковую переписку под формат публичных страниц в социальных сетях, публикующих такие посты десятками в сутки. Затем отправили в очередь на публикацию в эти же паблики, чтобы проверить, насколько легко фейк попадет в ленту или его не пропустят администраторы. В итоге страницы из разряда «топ» (вроде официального «яжмать», «яжмать мне по***ть») не опубликовали переписку. Возможно, потому что она была намеренно сделана в гротескной форме, чтобы изначально и быть похожей на инсценировку. В пабликах с меньшим количеством подписчиков переписку опубликовали, но с нами не связывались для проверки подлинности.
Бесчисленное количество историй о приключениях «яжематерей» заполонили социальные сети и собрали вокруг себя более чем полуторамиллионную аудиторию. О том, почему и как это произошло, мы поговорили с основательницей одного из первых таких пабликов – Натой Сенджинской. Сообщество Овл 2.0 несколько отличается от наиболее коммерчески успешных проектов, зарабатывающих на «мамской» теме.
Почему эта тема в социальных сетях так выстрелила именно в последние несколько месяцев? Ведь так называемый «мамский» язык на форумах царствует уже несколько лет, да и поведение, описываемое участниками пабликов, явление вовсе не новое?
Не стану говорить за всех, однако расскажу историю нашего паблика. Мы существуем с 8 октября 2014 года, были одними из первых, кто поднял тему «яжемамок» и обсуждения, простите, детского говна на «мамских» форумах и не только. Мы не ставим себе задачу зарабатывать на рекламе и накручивать количество подписчиков, как это делают наши не сказать, что коллеги, но люди, которые позаимствовали идею. Именно они и несут в массы в последние несколько месяцев отрицание и порицание «яжемамок», хайп возник именно благодаря им и их желанию наживы.
В нашем сообществе мы публикуем только проверенные истории. Большинство подписчиков в подобных пабликах – дети до 18 лет, которым все равно, что обсуждать, лишь бы унизить и возмутиться, отсюда и популярность. Можно публиковать откровенную жирную фейкоту, и хайпа будет достаточно, чтобы паблик поднялся в топ в поиске Google.
Поэтому достаточно взять наши ранние посты, упаковать их в востребованный актуальный формат (вроде переписок) – тонны комментариев обеспечены.
Если говорить о статистике, у самого первого паблика с данной тематикой сейчас около 70 тысяч подписчиков, мы – вторые и приближаемся к 30 тысячам. Речь, конечно, идет о тех, кто не сделал паблик инструментом высокой прибыли на паразитировании темы.
Другими словами, для вас это просто хобби, и заработка вы с паблика не имеете?
Да, совершенно верно, это хобби, мы не получаем с паблика ни копейки и принципиально отказываемся от какой бы то ни было рекламы. Мы, скажем, борцы за идею, работающие на чистом энтузиазме.
Расскажите, как именно вы отбираете контент и проверяете ли его на фейковость?
Контент мы получаем из предложки (раздел публичной страницы, где каждый пользователь сети может предложить пост) и от наших подписчиков через тему «Ваши восхитительные истории». Иногда участники паблика сами пишут нам в личные сообщения: «Опубликуйте, со мной тут такая история произошла».
На фейковость проверяем чисто интуитивно, инструментария специального нет. За почти три года мы уже научились отличать правду от лжи и наоборот. Где-то что-то видели, где-то что-то уже читали, где-то что-то слышали. Если новость из «Подслушано» или «Подслушано в...» – с 99-процентной вероятностью фейк, публиковать ее можно только со своими комментариями в духе «Это, конечно, фейк, но как вы бы отнеслись к подобной ситуации, будь это правдой?». Мы честны со своими подписчиками, за это нас и любят.
Почему в 2014 именно эта тема вдохновила вас на создание паблика?
Среди наших друзей был один товарищ, которого очень задевало, что в Сеть выкидываются фотографии подгузников, а также вот так, в открытую, обсуждается качество и цвет какашек. Возмущению не было предела, и все это вылилось в «Овл 2.0». Оказалось, что единомышленников у него хоть отбавляй.
Такой огромный резонанс связан исключительно с тем, что интеллектуальная пища для обитателей социальных сетей – это обсуждение чего-либо в негативном ключе, или есть какие-то более глубинные факторы?
Абсолютно нет. «Яжемамки» существовали всегда, как и геи, как и гомофобы, как и зоозащитники, но только с приходом гласности – не той, которая в 90-х, а той, которая сейчас – гласность на фоне толерантности – об этом заговорили. Сейчас модно быть «не как все», модно кого-то осуждать, модно «мыслить иначе», только не все могут и умеют это делать. Нетерпимость идет не к материнству, а к человеческой глупости и недалекости, по крайней мере с нашей стороны и со стороны наших подписчиков. Чего никак не поймут те же активисты STOP childfree и им подобные. Среди наших подписчиков, да чего скрывать, среди редакторского состава паблика есть люди с одним, а то и с двумя-тремя детьми, и ничего. Админят, комментируют, живут и вполне адекватно себя ведут.
Если ты мать, никто тебя за это ругать не будет, если у тебя есть голова на плечах. Вот и все.
ЗАРАБОТАТЬ НА МАМСКОЙ ТЕМЕ
Для кого-то, например, для администратора паблика «Овл 2.0», не паразитировать на тематике «яжематерей» – дело принципа. А кто-то же, напротив, совершенно не скрывает и, более того, несет в массы идею заработка на любой неадекватности (приукрасив ее в несколько раз). Так, администратор паблика «Яжемать» с аудиторией около 1 200 000 подписчиков (на начало июня 2017 года), Дмитрий Ладесов, в своем сообществе «Типичный миллионер» подробно рассказывает о том, как создавалась группа и сколько денег она приносит. А приносит она примерно 30000 рублей в сутки. Однако бизнесмен отдает себе отчет в том, что огромный рекламный влив (собственно ради которого и создаются подобные паблики) скоро надоест даже самым отчаянным хейтерам, и подписчики пойдут на убыль. Но он совсем не расстраивается, потому что давно усвоил главное правило предпринимателя в социальных сетях: «Выясни, что заставляет людей трепетать от злости, и действуй!»
МАРКЕТОЛОГ ГОВОРИТ
Ксения Гринкевич
Сооснователь Агентства креативного маркетинга «2 лампы»
Сегодня у людей много стрессовых, сложных ситуаций, они сильно устают. Бороться с ними у многих не хватает времени. Поэтому они прибегают к легким способам расслабиться: посмотреть кино или телевизор, почитать что-то смешное, то, что не будет грузить голову лишней информацией. Отвлечься от проблем. Такие сообщества в утрированной форме показывают, что так или иначе встречается в нашей жизни. Ситуации, которые кажутся нам порой нелепыми, но милыми или просто непонятными, в данных сообществах доведены до абсурда, и он выполняет главную функцию – развлекает людей. Они читают, веселятся, пересылают друзьям, чтобы и те посмеялись, прочитав. Эти сообщества просто грамотно нащупали потребность людей и знают, как удовлетворить ее контентом.
Нам удалось пообщаться с экспертами в области fake-news как из академической сферы, так и из интернет-среды. Выяснилось, что прямых механизмов, выявляющих фейк, перед вами или нет, не существует. Однако попробовать можно! Посмотрим, чем предлагает воспользоваться каждый из экспертов.
Влад Сидоренко, администратор самого большого сообщества Вконтакте по разоблачению фейков «Ложь пабликов ВК»
У меня уже глаз заточен под фейковые истории и подставные переписки. И в этих пабликах подобного очень много. Сценарий историй практически одинаковый. Молодая мама что-то просит за бесценок, так как ее собеседник человек состоятельней (то несколько машин, то квартиры в центре Москвы и Питера, то просто денег много). И зачастую эти двое знакомы друг с другом. Типа: «Посмотрите, мамаша только детей настругала, а я вот в 30 уже миллионерша с тремя хатами и машинами». Потом эти фейковые заоблачные просьбы.
Это когда родительница покупает что-то, а потом просит привезти чуть ли не в Сургут, а то у «неежидети!» Конечно, подобные истории случаются, но это скорее исключения, чем обычное дело, как это показано в подобных пабликах. Да и тот факт, что один из админов подобного паблика попадался на подлоге в своих прошлых проектах, говорит о многом. Истории, присланные анонимно, либо добавляются самой администрацией с других ресурсов, либо это от подписчиков, но потом редактируются для дополнительных лайков. Истории с «Подслушано» – это вообще отдельная тема. В ЛПВК было множество постов, которые оказались не «подслушаны», а «выдуманы». Скрины переписок с форумов тоже я не смог найти в оригинале. Подобные – да, такие же – нет.
Валерий Нечай, первый заместитель главного редактора в «Эхо Москвы в Петербурге», аспирант НИУ ВШЭ
Есть два метода вычисления фейка. Работа с контентом: если с помощью компьютерных методов выгрузить в систему все публикации, которые существуют в нужном нам паблике, можно построить так называемые топик-модули. Система сама автоматически высчитывает определенные топики или темы, к которым относятся те или иные публикации. Это работа с большими данными. Компьютеры уже давно научились анализировать большие объемы информации, так называемые «корпусы документов». Если ученый или исследователь говорит, что нужно выделить 50 основных тем, то с помощью вероятностного отбора компьютер сам выделяет эти темы с определенной долей погрешности. После того как темы выделены, можно проверять, насколько они часто встречаются: если подозрительно часто, то можно построить статистическую зависимость (Гауссова кривая). Смысл в следующем: если нарушаются традиционные статистические правила, то можно допустить вероятность, что это все выдуманная история.
Работа с участниками сообщества: когда мы что-то пишем в социальных сетях («Вконтакте» особенно) и делаем настройки, чтобы нас там не видели, не видели, состоим мы в этих группах или нет, являемся ли мы ее администраторами или нет, на самом деле сама система это видит. И можно построить что-то вроде так называемой социальной сети (речь о научном термине, обозначающем связи между пользователями различных сетей, а не «Вконтакте» и Facebook). Так создается целая паутина и выясняется, являются ли пользователи друзьями друг друга, оставляют ли они комментарии только в этой сети или еще в других, соответственно, можно попробовать проследить некую зависимость. Например, найти ядро участников той или иной группы и сравнить с другими. Если это одни и те же люди, и они оставляют в основном этот контент, то мы опять с определенной долей вероятности можем предположить, что это все выдуманный контент. То есть в принципе отследить это возможно. Данные, которые пользователи делают тайными, системе видны (например, если они пишут от имени администраторов, а на самом деле фиксируется имя и фамилия пользователя, только для нас они не видны, а для систем видны). Однако такой подход требует исследования. Например, в ВШЭ студентка с помощью анализа социальных сетей обнаружила своего пропавшего без вести брата. Все наши действия в интернете фиксируются и остаются. Другой вопрос в том, как их вытащить. В данном случае, я думаю, это тоже возможно, однако с определенной долей вероятности.