Стереотипы, домогательства и внезапный мачизм: что не так с «Историей игрушек»

Стереотипы, домогательства и внезапный мачизм: что не так с «Историей игрушек» - слайд

© Кадр из мультфильма "История игрушек", студия Pixar, 1995

Посягаем на святое!

22 ноября 1995 года в прокат вышел полнометражный мультфильм «История игрушек». Это детище студии Pixar стало во многом революционным.

Первый трехмерный мультфильм, который был целиком и полностью сделан на компьютере. Первый анимационный фильм, номинированный на «Оскар». Самый кассовый фильм 1995 года. Этот проект буквально сделал студию узнаваемой.

«История игрушек» — это веха, она входит в список 100 лучших американских фильмов за 100 лет. Тем не менее, кое-что с ним не так. Скажем мягко, это история не про женщин и не для женщин.

Многие скажут: «Ну и что? Это же просто мультик. Зачем в нем феминизм? Совсем уже с ума посходили?» Но мультики создаются не просто для того, чтобы что-то двигалось на экране. В конце концов они имеют целевую аудиторию, и эта аудитория — дети, которые познают мир, и информацию при этом черпают из всех доступных источников. Сосед сказал «пенис»? Надо спросить у мамы, что это такое, или погуглить. В мультике показывают, что девочки заботливые, хорошо готовят и много болтают? Значит, как-то так оно и есть.


Все, что касается стереотипов, человек усваивает очень быстро, не тратя время на проверку информации (и потом не может взять в толк, откуда у него такие представления о мире).


Репрезентация девочек и женщин в мультипликации долгое время была очень ограниченной: они были или возлюбленными главных героев, или сами были главными героинями, добивающимися любви благодаря своим исключительным женским качествам. Женщины в мультфильмах, конечно, были и матерями, и сестрами, и даже коварными злодейками, но долгое время на их долю не выпадало ничего героического. Ни приключений, ни сражений, ни путешествий, ни спасения мира. В крайнем случае женские персонажи оказывались в центре всех этих увлекательных событий в роли «дамы в беде».

Количество мужских персонажей в мультипликации сильно превосходит количество женских. При этом главные герои-мужчины достаточно разнообразны: храбрецы и трусы, силачи и ботаники, добряки и агрессоры, лентяи и трудолюбивые, хвастуны и скромники, молчуны и шумные экстраверты.

Женские персонажи долгое время были загнаны в рамки традиционных половых стереотипов: красивая, добрая, скромная, хозяйственная. Все эти Белоснежки, Золушки, Спящие красавицы — они, конечно, прекрасны, но чем, кроме внешности, они отличаются одна от другой? Да кого мы обманываем, они даже внешностью не отличаются, так, может, цветом волос и нарядами!

Но в 90-е годы неповоротливый корабль западной мультипликации стал медленно разворачиваться в сторону большего разнообразия. Появились принцессы-воительницы, женщины-супергероини, а мотивация женских персонажей перестала упираться в «найти мужчину». Однако большая часть мультфильмов все еще изображала женщин стереотипно (или не изображала их вообще).

Так что в 1995 году с «Историей игрушек» все было в порядке. В смысле — стандартно.

Начало истории

В первой части «Истории игрушек» есть всего один значимый женский персонаж — фарфоровая пастушка Бо Пип. И она, как нетрудно догадаться, является романтическим интересом главного героя. Она мила, верит в Вуди, ободряет его и поддерживает. В общем, она хорошая и женственная, спокойная и объективная, но большего о ней не сказать. Она не стремится к приключениям, потому что она фарфоровая, и ее место — дома в спокойной обстановке.

GIPHY

Для 1995 года такое изображение женщин в мультфильмах было скорее правилом, чем исключением, хотя сейчас это смотрится диковато.


В общем-то даже большого возмущения эта ситуация не вызвала, только маленькие девочки жаловались, что им скучно смотреть мультики исключительно про мальчишек.


Надо сказать, что Pixar — это в общем-то и есть мальчишеский междусобойчик. Женских героинь у них мало, главных женских героинь еще меньше, а женщин-режиссеров нет вообще («Храбрую сердцем» начинала снимать женщина, потом в режиссерском кресле ее сменил мужчина).

Но по первому фильму студии это все еще не было понятно, потому что гендерный дисбаланс и стереотипное изображение женщин процветали тогда почти везде. В 1995 году вышла еще и «Покахонтас», в которой все опять уперлось в «лав стори», за год до этого нашумел «Король лев», где сильная героиня все равно должна была стать подружкой главного героя.

Шутки про сексуальные домогательства

В 1999 году в прокат вышел сиквел — «История игрушек-2». В него добавили женских персонажей, как главных, так и второстепенных. Наконец, появляется еще одна значимая героиня — ковгерл (это как ковбой, но девочка) Джесси. Сначала она чинит препятствия Вуди, затем помогает ему, а в конце в нее влюбляется Баз Лайтер, и она отвечает ему взаимностью. С Джесси не было проблем, она — отличная героиня и приемлемая ролевая модель: ловкая, умная, веселая, отзывчивая.

GIPHY

Проблема второй части находилась в сцене после титров (кстати, в кинотеатрах эту сцену тоже не показали, ее добавили для релиза на видео). Там Вонючка Пит, находясь в компании двух Барби, представляется продюсером и обещает им роли в «Истории игрушек-3» взамен на некую благосклонность. После этого он берет одну из куколок за руку, но увидев ковбоя Вуди, выпроваживает Барби из коробки.

Шутки на тему сексуальных домогательств — спорная вещь, как ни крути, так что когда «Историю игрушек-2» переиздавали в высоком качестве в 2019 году, эту сцену вырезали. Многие российские СМИ назвали произошедшее цензурой, и предположили, что за всем этим стоит движение #MeToo.

Особая пикантность заключается в том, что основателя студии Pixar Джона Лассетера (который и срежиссировал этот мультфильм) тоже обвиняли в сексуальных домогательствах и непристойном поведении.

Большой побег: стереотипы и гомофобия

Но больше всего критики от феминисток получила «История игрушек: Большой побег», вышедшая в 2010 году. Начало фильма настраивало на оптимистичный лад: Миссис Картофельная голова грабила поезд, Джесси преследовала ее на коне, но потом все свернуло назад к сексистским истокам.

Среди новых персонажей большинство — мужского пола. Пастушка Бо Пип исчезла из сюжета — создатели фильма понимали, что фарфоровая куколка не перенесет всех приключений, положенных по сценарию.

GIPHY

Зато добавили значимую героиню — куклу Барби. Она вся такая девочка-девочка, мечтает о любви, о замужестве, о жизни в доме мечты с Кеном. Она очень эмоциональна, часто плачет и кричит. Даже когда она говорит что-то умное, это воспринимается как шутка.


Миссис Картофельная Голова слишком болтлива, а мама мальчика Энди (которой так и не придумали имени) — слишком ворчлива.


Джесси все та же, ей предстоит немало пережить из-за своей клаустрофобии, но и она не избежит стереотипного поведения. Когда у База Лайтера сбиваются настройки, и он начинает вести себя как типичный мачо, Джесси очень нравится его пылкость (хотя она не производит впечатление девушки, которой такое по вкусу).

Но особенно возмутило феминисток изображение Кена как гея, вынужденного скрывать свою ориентацию. В мультфильме над этим достаточно много подшучивают. Ха-ха, как смешно (нет). У многих после просмотра возникло ощущение, что мальчики, посмотревшие мультфильм, должны решить, что быть женщиной или гомосексуалом — это унизительно и смешно.

Феминизм торжествует?

Четвертая часть серии вышла в 2019 году и снискала множество похвал. Внезапно вернувшаяся в сюжет фарфоровая пастушка Бо Пип изменилась — она стала феминисткой, сорвиголовой и со всех сторон независимой женщиной. Главным героям впервые противостоит не злодей, а злодейка — сломанная кукла Габи-Габи.


И даже ковбой Вуди поворачивается к нам своей лирической, а не героической стороной: он заботится о самодельной игрушке Вилкинсе, даже жертвует своим голосовым динамиком, чтобы спасти непутевого человечка из вилки, пластилина и проволочек.


И хотя мы находим «Историю игрушек-4» превосходной, не думаете же вы, что до нее никто не смог докопаться? Писательница Стелла Даффи нашла в мультфильме расизм и сказала, что Бо Пип нельзя считать феминисткой, потому что она влюбляется и собирается жить с Вуди долго и счастливо. При всем уважении к Стелле, это странное заявление: феминистки что, не могут влюбляться и надеяться на то, что отношения окажутся продолжительными? В соцсетях ее справедливо раскритиковали по этому вопросу.

Ладно, Стелле было мало феминизма, зато некоторым русским критикам его было много. Четвертую часть серии на сайте «Научи хорошему» отругали за насаждение «чуждых нам ценностей». Вот как автор описывает решение Вуди остаться с сильной и независимой Бо Пип: «Таким образом, некогда сильный твердый мужчина по ходу развития сюжета под давлением женщины-командира превращается в безвольную тряпку и отрекается от всех своих идеалов. Так часто происходит и в реальной жизни, но в мультике это показано, как нормальное и правильное явление».

Как бы ни считали критики из изданий об особой русской морали и нравственности, постепенный разворот всех мультипликационных студий в сторону большей репрезентации женщин радует. Мальчиковый Pixar тоже старается не отстать от времени, и это идет ему на пользу. Хотя мы по-прежнему считаем, что им есть куда расти!

Современные родители часто отказываются показывать мультфильмы своего детства детям. Многим кажется, что это поможет уберечь маленьких людей от вредных стереотипных установок. Однако Институт Джины Дэвис по гендерным вопросам в СМИ, который исследует вопросы гендерного дисбаланса в фильмах, телевизионных шоу и средствах массовой информации, рекомендует просто смотреть фильмы и мультики вместе. А после просмотра — обсуждать увиденное.

Пока гендерный перекос никуда не делся (хотя он выправляется), и неразумно ждать, когда снимут новые программы с правильным посылом — их снимут, но дети могут успеть вырасти. Поэтому включайте «Историю игрушек» и приготовьтесь объяснять, почему там так мало девочек и почему они так странно себя ведут.

Материалы по теме
->