Майк Вазовски!
28 октября 2001 года, ровно 20 лет назад, на экраны американских театров вышел анимационный фильм «Корпорация монстров» (в России — 21 марта 2002 года). С этой работы началась карьера режиссера Пита Доктера в Pixar, позднее снявшего «Головоломку», «Вверх» и оскораносную «Душу».
Работа над «Монстрами» началась в 1996 году, и за пять лет первоначальная идея Доктера изменилась до неузнаваемости. Изначально Пит хотел снять фильм про мужчину, скучающего на нелюбимой работе. Герой находил альбом со своими детскими рисунками монстров, которые по непонятной причине оживали и преследовали своего создателя. Эта история должна была рассказать о том, как важно преодолеть страх и осознать свою силу.
Как шла работа над фильмом, кто такие «производственные дети» и чем живет Монстрополис в наши дни, расскажем в этой статье.
Как признался Пит Доктер, в самом начале работа над фильмом шла вяло, проект казался скучным, в нем как будто не было души. Эту проблему режиссеру помогла решить его новорожденная дочь.
Доктер очень любил свою работу, с удовольствием проводя целые дни в студии, но после рождения ребенка он понимал, как важно быть дома вместе со своей семьей. По словам Пита, он был в отчаянии из-за того, что пропускал первый смех дочери, пока был на работе.
Вскоре его озарило, что именно об этом и был его фильм. Он, как Салли и Майк, разрывался между любимой работой и ребенком. Хорошо понимая чувства главных героев, он смог перенести их на экран, сделав своих монстров более человечными и близкими зрителю.
Пять лет напряженной работы в студии и большие перемены в семейном укладе. Тема баланса между работой и семьей была актуальной не только для режиссера, но и для многих других участников съемочного процесса. Появившиеся в годы создания ленты младенцы не могли принять участие в съемках, но вдохновляли своих родителей, и потому, по мнению режиссера, получили право на свое место в финальных титрах, куда был добавлен список «производственных детей» (production babies).
В разных сценах фильма внимательные зрители могут заметить огромное количество «пасхалок», напоминающих о ранее вышедших фильмах студии. Взять хотя бы комнату малышки Бу. Среди ее игрушек можно увидеть желтый мячик со звездой и девушку-ковбоя Джесси из первой и второй «Истории игрушек», а также рыбку из «В поисках Немо».
Стоп! Как это возможно? Ведь «В поисках Немо» вышел только в 2003 году. Как же главный герой еще не вышедшего мультика оказался в комнате Бу образца 2001 года?
Создатели фильма, в отличие от простых смертных, легко могли заглянуть в будущее, потому что все было решено в далеком прошлом. Еще в 1994 году на общем собрании сотрудники Pixar обсуждали идеи фильмов «Приключения Флика», «Корпорации монстров», «В поисках Немо» и «ВАЛЛ-И».
Кстати, в «ВАЛЛ-И» 2008 года появляется Майк Вазовски, один из главных героев «Корпорации», собственной персоной. Также он сыграл сам себя в «Тачках», «В поисках Немо» и третьей «Истории игрушек».
Почетный страшила Джеймс П. Салливан был настоящим вызовом для сотрудников Pixar. Помимо своей фирменной улыбки, он может похвастаться роскошным бирюзово-фиолетовым мехом, состоящем в общей сложности из 2 320 413 волосков. Для того, чтобы иметь возможность управлять таким большим количеством деталей в кадре, была разработана специальная программа Fitz, значительно опередившая свое время.
Но, несмотря на обновления в программном обеспечении, на проработку одно кадра с Салли аниматорам требовалось 12 часов! Впрочем, эта огромная работа была вознаграждена по достоинству: спустя 20 лет монстр Джеймс Салливан находится на третьем месте в списке лучших персонажей Pixar (и это после выхода двух частей «Холодного сердца»!).
Продюсер Джон Лассетер рассказывает о трудностям, с которыми столкнулись создатели фильма: «У нас получилось слишком по-взрослому». Тогда один из художников по раскадровке Роб Гиббс привел свою дочь Мэри. Когда же они попросили ее сказать что-то, то она просто развернулась и пошла играть. Дело в том, что на тот момент ей было два года, и говорить она еще не умела. Зато издавала много других звуков, которые пришлись по душе режиссеру, и малышку взяли в команду.
О своей первой работе в кино Мэри Гиббс рассказывает так: «Съемочная группа бегала за мной по студии, потому что я не могла усидеть на месте. Моя мама по их сигналу давала мне игрушку или забирала ее, так чтобы я смеялась или плакала — все было по-настоящему».
Так как работа над фильмом затянулась на несколько лет, вскоре Мэри Гиббс успела развить свои речевые навыки. Это позволило режиссеру записать несколько внятных фраз для Бу, но в целом они оставили ту озвучку, которая уже была.
Интересная история связана с песенкой Бу, которую та распевает в туалете. Создатели фильма не хотели брать какие-то известные композиции, чтобы не нарушать авторские права, потому попросили девочку петь то, что ей самой захочется. В итоге в течение нескольких часов она просто пропевала слова, пришедшие ей на ум. Впоследствии малую часть из них использовали в сцене.
Кстати, говоря о музыке, не только Мэри потрудилась на славу, работая над музыкальным оформлением фильма.
Композитор Рэнди Ньюман с 80-х годов писал музыку для фильмов и активно участвовал со студией Pixar. В частности, он ответственен за саундтреки ко всем четырем «Историям игрушек», «Приключения Флика», «Тачкам» и так далее. Всего он был номинирован на Оскар 16 раз, но впервые получил награду за главную тему «Монстров» «If I Didn’t Have You». Еще один «Оскар» принесли ему третьи «Истории игрушек» с песней «We belong Together».
Отправляясь на работу, Салли и Майк встречают на светофоре огромного монстра Теда, который отвечает их приветствие кудахтаньем. Отличная вышла шутка! Непонятно, получилось бы так же смешно, если режиссеру удалось осуществить свою первоначальную задумку и уговорить студию Toho разрешить им использовать для озвучки Теда рев Годзиллы.
Менее выигрышная подмена произошла уже в российском прокате, когда было решено перевести название ресторана «Harryhausen’s» (У Харрихаузена) как «У Годзиллы». В российском варианте это не значит ничего, в то время как в оригинале это дань уважения известному американскому мультипликатору Рэю Харрихаузену, автору невероятно прогрессивных на тот момент спецэффектов в анимации, удостоенных «Оскара».
В частности, для фильма «Ясон и аргонавты» он создал потрясающих монстров, сцены с которыми стали каноническими в мультипликации. Об огромном влиянии Харрихаузена на свое творчество говорят Стивен Спилберг, Питер Джексон, Тим Бертон, Джордж Лукас, Генри Селик, Гильермо дель Торо, Уэс Андерсон и многие другие.
В первый раз иск поступил от композитора детских песен, которая обвинила Pixar в том, что они позаимствовали идею фильма из ее стихотворения «There’s a Boy in My Closet», написанного в 1997 году. В 1999 году она разослала его в несколько издательств и, увидев трейлер «Корпорации», решила, что одно из издательств отправило ее работу Pixar.
Поэтесса судилась и с издательством, и со студией, и даже с Disney, и требовала отложить выход фильма на большой экран до окончания разбирательства. Суд отказался удовлетворить это требование, и вскоре было вынесено решение, что сюжет фильма не имеет ничего общего со стихотворением.
Второй иск поступил от художника Стенли Мауса, который утверждал, что образы Салли и Майка являются точными копиями персонажей его фильма, который он придумал и пытался продать Голливуду в 1998 году. Представитель Disney заявил, что «все герои „Корпорации монстров“ были созданы креативными командами Pixar и Walt Disney Pictures и не нарушают никаких авторских прав». В итоге дело было закрыто, но результаты разбирательства не разглашаются.
7 июля 2021 года на канале Disney вышел новые сериал про Монстрополис с названием «Монстры на работе» (Monsters at work). Несмотря на то что режиссер сериала сменился, весь основной состав остался прежним (вплоть до композитора Рэнди Ньюмана). На сегодняшний день готово десять серий первого сезона.
В них продолжение истории о городе монстров, который теперь живет не за счет криков ужаса, а благодаря громкому смеху. Помимо основного сюжета, в каждой серии сериала есть отдельные вставки «Класс комедии Майка», в которых Майк Вазовски учит молодых монстров, как смешить детей.