Мальчик на детской площадке не наглядное пособие: важный пост об отношении к детям с особенностями

Мальчик на детской площадке не наглядное пособие: важный пост об отношении к детям с особенностями  - слайд

© фото из личных соцсетей fatima.medvedeva

Фатима Медведева написала о том, как важно говорить с детьми об инклюзии с раннего детства

Пока в России еще не развита доступная среда: мы не часто видим людей, передвигающихся на инвалидных колясках вне дома, а на детях с инвалидностью все еще лежит печать стигматизации. Родители детей с особенностями и сами эти дети ежедневно сталкиваются со странной реакцией прохожих — их сторонятся, на них показывают пальцем, им задают неадекватные вопросы.

Фатима Медведева, усыновившая двух мальчиков с инвалидностью, опубликовала в социальной сети, в котором призвала родителей детей без инвалидности читать с ними книги о детях с особенностями развития, чтобы неловких ситуаций в коммуникации стало меньше.

«Меня часто спрашивают: что мне сказать сыну, если мы встретили ребенка с особенностями? Мое мнение — если вам нужно объяснять своему сыну, почему девочка передвигается на инвалидной коляске, когда эта девочка сидит прямо перед вами в автобусе, то вы немного опоздали. О таких вещах совершенно точно нужно говорить с детьми заранее, встреченный на детской площадке мальчик с синдромом Дауна — не наглядное пособие по разнообразию этого мира. Я понимаю, что когда ваш конкретный ребенок показывает пальцем на моего и громко спрашивает: „А чем мальчик болеет?“, то вряд ли он имеет в виду что-то плохое и прицельно хочет его обидеть. Не хочет, конечно. И десять детей до него сегодня тоже не хотели. Мне только спросить», — так начинается запись Фатимы Медведевой, опубликованная на странице в социальной сети 6 сентября 2021 года (Фатима Медведева — приемная мама двух мальчиков с инвалидностью, в сентябре этого года ее семья появилась на обложке журнала «Домашний очаг», посвященного проблеме инклюзии — прим. редакции).


Женщина написала, что иногда вопросы и комментарии прохожих ранят и бесят детей с особенностями развития. Ведь мы никогда не знаем, через что тому или иному ребенку пришлось пройти: может быть, именно из-за инвалидности от него отказались его собственные родители, он попал в интернат и его там брили наголо и привязывали к стенке.


Поэтому Фатима советует родителям читать с детьми книги о детях с особенностями развития и обсуждать прочитанное: «И потом уже, встретив ребенка с инвалидностью, просто сказать: „Помнишь, мы с тобой читали книжку о таком мальчике“. Вот и все».

В этом посте она также дает ссылку на большой список книг об особом детстве на русском языке — его составила консультантка в области детской и подростковой литературы Марина Козлова. Книги этого списка разделены по тематике — есть произведения о генетических заболеваниях (например, «Чудо» Р. Дж. Паласио), о детях с расстройствами аутистического спектра («Мама, Ау» Марии Дубовой), о потере зрения и слуха («Сердце на Брайле» Рютера Паскаля), о сложностях в обучении и письме («Бумажный мальчик» Винс Воутер), о детях с синдромом Дауна («Планета Вилли» Бирте Мюллер), о передвижении на инвалидной коляске («Привет, давай поговорим» Шэрон Дрейпер).

Подробнее о книгах из списка Козлова будет писать в своем телеграм-канале «КлассноеВнекласнное». Все книги сопровождены возрастными метками — большинство изданий обращены к детям от десяти лет (что, кстати, явно указывает на нехватку детской литературы по этой теме для дошкольников).

В комментариях к записи Фатимы Медведевой некоторые пользователи высказали точку зрения о том, что не обязательно говорить с маленькими детьми о диагнозах, а достаточно учить их тому, что люди могут быть очень разными (об этом легче найти и книги для соответствующей возрастной группы — например, истории про слона в клеточку Элмера от Дэвида Макки). Часть комментаторов констатировала, что книги все же не могут заменить собой доступную среду и инклюзию в обучении: когда дети с раннего детства будут знать, что в их группе в детском саду есть ребенок с особенностями развития, у них полностью изменится и восприятие инвалидности.

А вы уже говорили со своими детьми о детях с особенностями развития?

Материалы по теме
->