Исследование показало: нравоучения не помогают исправить плохое поведение ребенка

Исследование показало: нравоучения не помогают исправить плохое поведение ребенка - слайд

© Лиза Стрельцова

Новости из мира детской психологии

Ученые из Мичиганского университета провели исследование и сравнили разные способы добиться от ребенка послушания: физическое наказание, лишение чего-либо (интернет, карманные деньги) и разговор.

В позитивном родительстве принято говорить с ребенком, когда он себя плохо ведет. Таким приемом пользуется, например, Кейт Миддлтон. Взрослый объясняет ребенку, почему нельзя так себя вести и как сделать правильно. Специалисты выяснили, что этот способ на поведение ребенка почти не влияет.

В исследовании использовались полученные от UNICEF данные 215 885 семей. Для анализа использовались метод моделирования и байесовский вывод. Ученые оценивали последствия каждого способа воздействия на ребенка по трем факторам: отношения со сверстниками, уровень агрессии и способность к концентрации внимания.

Физическое наказание сводило на нет общение с другими детьми, приводило к повышению агрессивности и ухудшению концентрации внимания.

Метод лишения привилегий вызывал агрессию и повышенную рассеянность внимания, а также приводил к тому, что ребенок меньше общался со сверстниками.

Разговор с детьми также приводил к тому, что ребенок становился более агрессивным и впоследствии не мог сконцентрировать свое внимание на чем-то. Однако дети, с которыми родители предпочитают говорить о плохом поведении, а не наказывать их, были более общительными.

Таким образом, ученые подтвердили выводы исследования 1995 года — тогда педиатры выяснили, что увещевания, инструкции и разговоры по душам бесполезны для коррекции поведения.

Автор исследования Эндрю Гроган-Кейлор рассказал в интервью U.S. News and World Report, что воспитательный разговор может быть разным, и многое зависит от выбранного тона. «Разговаривать с ребенком можно сердито, с обвинениями и пристыжением — это ни к чему хорошему не приведет. Но если говорить с любовью и поддержкой, то это все еще успешная тактика», — объяснил Гроган-Кейлор.

Специалист подчеркнул, что родителям стоит не просто инструктировать детей о том, как себя вести, а напоминать, что они любят их, хотят проводить с ними время, ценят их мнение и прислушиваются к ним.

Также ученый посоветовал родителям не отказываться от метода лишения привилегий, но подходить к этому разумно и в случае сильной необходимости.

Специалисты предлагают сфокусироваться на том, чтобы учить ребенка, как себя вести. Чем больше практики, тем лучше. Непременно стоит хвалить ребенка за хорошее поведение. Профессор детской психологии Йельского университета Алан Каздин подчеркивает, что практика лучше помогает ребенку усвоить урок. По его словам, метод разговора стимулирует мышление, учит самоконтролю и помогает увеличить его словарный запас, но не меняет поведение ребенка.

Материалы по теме
->