Дело пока не заводят
15 выпускниц Московской центральной художественной школы (МЦХШ) заявили, что подвергались домогательствам со стороны преподавателя Виктора Елизарова. Еще весной этого года они обращались в полицию и отправили письма в администрацию МЦХШ, но не добились никаких результатов, сообщает The Village.
По данным издания, эти истории происходили с 2000 по 2013 год. Полицейские обещали выпускницам завести дело после проверки, но постоянно это откладывали. После жалоб бывших учениц Елизарова отстранили от работы на время следствия. Его комментария по поводу скандала пока нет.
Женщины рассказали, что Елизаров домогался их, унижал, оскорблял, при этом пользовался почти неоспоримым авторитетом. О происходящем, как говорят его бывшие ученицы, знали многие, но никто не принимал никаких мер, чтобы это остановить.
«Взрослые, которые в нем сомневались, считались узколобыми обывателями либо бездушными участниками злодейских заговоров против всей школы. Мы в это верили, а одинокие голоса недовольных этой верой заглушались», — рассказала выпускница школы Анастасия Лисина Baza.
«Самое пугающее здесь, что коллеги в мастерской и жена Елизарова знали, что он домогается учениц, но делали вид, что ничего не происходит», — написала пользовательница блога Эрика Парфенова.
Преподаватель, по словам тех, кто его обвиняет, пользовался отработанной схемой: присматривал себе тихих младшеклассниц, которые в основном были светловолосыми и голубоглазыми, втирался к ним в доверие, а потом, когда они становились старше, постепенно начинал домогаться и то унижать их, то всячески выделять и осыпать комплиментами. Повзрослевшие ученицы вспоминали, что он прилюдно трогал их за соски, расстегивал лифчики, называя это игрой в «Робин Гуда», распивал с ними спиртное, советовал им начать половую жизнь и делился подробностями своей интимной жизни.
«Сначала он просто бесконечно говорил мне, какая я талантливая, добрая и красивая, а по мере моего взросления, в 9–11 классах школы перешел к активным действиям, и говорил уже о своем страстном влечении, желании обладать, быть вместе и жениться. Он так и говорил, что любит и хочет меня как женщину, что это очень естественно, и в этом ничего такого нет. Также что я сама виновата, что вызываю в нем, в мужчине, такие естественные чувства», — рассказала свою историю бывшая ученица Елизарова Екатерина Гонкова.
«Свои слова В.Е. (Виктор Елизаров — прим. ред.) всегда сопровождал действиями: он зажимал меня по углам, лапал и целовал, оставлял на шее засосы. Однажды в своей мастерской напоил меня вином, довел до жуткой истерики. Он убеждал меня, что я должна заниматься сексом, что отсутствие секса сказывается на моей работе», — продолжила рассказ Гонкова. Учительницы намекали ее матери на то, что происходит.
Елизаров довел ученицу до суицидальных мыслей после того, как совершил действия сексуального характера с ней на кровати. «Я помню, что мне было уже все равно. Я решила, что если дойдет до секса — я всегда могу покончить с собой. Но, слава богу, этого не случилось», — вспоминает Гонкова.
«В 16 лет давление было уже просто невыносимым, В.Е. попросту повторял мне следующее: „У тебя не получается писать, потому что ты девственница. Ты не тр*х*ешься, и потому живопись не прет“. А затем любезно предлагал мне свои услуги, говорил, что „будет очень нежным и сделает все аккуратно, а не как какой-нибудь неопытный мальчишка“», — цитирует слова преподавателя Гонкова.
От его домогательств пострадала и ее младшая сестра Юлия. Сначала преподаватель обещал ее удочерить, а затем начал демонстрировать отнюдь не отеческое поведение. «Сначала он начинает говорить во время просмотра моих рисунков: „Юлька, а ты созреваешь, вон у тебя сосочки начали формироваться, дзынь“, и тыкает меня пальцем в сосок. „Ух, как ты покраснела“. Я впадаю в ступор, не понимаю, что это было, мне 13, мне стыдно, хочется провалиться под землю, я не могу оторвать глаз от его ботинок, чувствую, как дрожу и краснею», — написала Юлия Гонкова в блоге.
«В это время я часто болею, и у меня болят голова и спина. Виктор Евгеньевич начинает проводить со мной беседы о том, что все боли от отсутствия секса, что в моем возрасте уже пора, и вообще только так я смогу сосредоточиться на рисовании, а то я стала сдавать», — продолжила Гонкова.
«И в один из дней случилось следующее: после обеда я играла с другой девочкой в доме, мы носились друг за другом и смеялись, внезапно передо мной выросла его фигура. В. Е. Сказал, что я слишком перевозбуждена, и мне надо поспать. После чего взял меня за плечи и повел к себе в комнату, положил к себе на кровать, обнял сзади и сказал: „Спи“. Он гладил меня по плечу, как бы успокаивая меня, я интуитивно испытывала жуткий страх и оцепенение, я хотела, чтобы меня там не было, чтобы меня вообще не было никогда и нигде, и единственное, что я придумала в 14 лет — это притвориться спящей», — после этого случая, когда преподаватель совершил противоправные действия, у ученицы случилась истерика. С годами девочка стала давать отпор, и с подачи преподавателя ее заклеймили «проблемным подростком».
Те, кто не столкнулся с сексуализированным насилием лично, поддержал выпускниц МЦХШ. «И многократно упомянутый „Робин Гуд“ и прикосновения, и похабные шутки, я все это хорошо помню. Мне повезло не попасть в число девочек, которых он лапал, но, да, я видела это своими глазами», — подтвердила пользовательница Даша Ястр.
«На выездной практике в старших классах он приходил будить нас по утрам таким образом, что начинал трогать нас спящих за интимные места. Помню, один раз тогда я проснулась от визга: он больно вывернул сосок моей спящей однокласснице. Другая девочка жаловалась, что он резко схватил ее, полез в лифчик, растягивая футболку с вырезом, оголяя грудь на глазах у мальчиков. Типа в шутку», — рассказала Екатерина Сверчкова. «Это могло происходить прямо в классе во время урока и не только со мной. Я просила этого не делать, но он только смеялся или мог сказать: „Тебе все равно, а мне приятно, дай потрогаю“», — процитировала Сверчкова.
Елизаров был не единственным преподавателем лицея, который проявлял интерес к ученицам. «В школе был учитель истории и обществознания, который открыто встречался с ученицей младше шестнадцати лет (Токарев). Помню, В.Е. тогда рассказывал нам, что кто-то на педсовете (кажется) поднимал вопрос об увольнении Токарева и хотел „разрушить эту любовь“», — сообщила Сверчкова.
Сообщения в СМИ об обвинениях в сторону Елизарова появлялись и раньше. Этим летом телеграм-канал «Осторожно, новости» писал, что одна из бывших учениц обвинила его в сексуализированном насилии. Некоторые пользователи блога, называя себя также выпускниками МЦХШ, написали, что не сталкивались с подобным поведением Елизарова.
После недавнего скандала появилось сообщение о том, что бывшая руководительница МЦХШ Галина Куник когда-то обращалась в полицию из-за жалоб девочек, но ей там сказали, что без заявления не могут ничего сделать.
В этом году скандал, связанный с домогательствам, гремел и вокруг знатока клуба «Что? Где? Когда?» Михаила Скипского.
Еще почитать по теме: