Я поняла, что моя дочь становится инициатором травли — и вот что я сделала

Я поняла, что моя дочь становится инициатором травли — и вот что я сделала - слайд

© unsplash.com

С кем и как общается ваш ребенок?

Мы постоянно обсуждаем, как защитить детей от школьной травли. А что если травлю можно предотвратить еще до того, как она станет невыносимой? Мама пятерых детей рассказывает, как ей это удалось.

Лесли Бланчард

Колумнистка

Никогда не забуду тот день, когда моя девятилетняя дочь сказала мне, что Бетани — ее одноклассница — раздражает ее.

«Чем именно она тебе не нравится?» — спросила я.

«Она подходит ко мне на переменах, а во время обеда садится рядом!» — выпалила дочь так, будто эта бедная Бетани реально была виновата во всех смертных грехах.

«То есть она пытается подружиться с тобой?» — я попыталась смягчить ситуацию.

Уже во время разговора я поняла, что за проблема у нас возникла. Налицо был мой самый худший кошмар. Дело в том, что моя средняя дочь (а всего у меня пятеро детей) получилась этакой школьной звездой — стройной блондинкой, харизматичной, длинноногой, любимицей учительницы танцев и жутко уверенной в себе. И, по всей видимости, ее раздражала девочка, которой просто не повезло стать такой же.

Но дело-то в том, что в средней школе я была той самой Бетани — обычной стеснительной девочкой с веснушками и непослушными вьющимися волосами, которой всегда было сложно заводить друзей и очень не хватало уверенности в себе.


В общем, разговор с дочерью поднял из глубин памяти все мои детские травмы, но одно я знала точно: моя дочь не станет той самой школьной фифой, которая презирает всех «непопулярных» одноклассников.


На следующий день я взялась за дело. Моя дочь училась в довольно привилегированной школе, где у нее была своя компания подружек. И именно они придумывали там все девичьи порядки. Я позвонила маме Бетани и та подтвердила мои худшие опасения — да, моя дочь и ее подруги каждый день выдумывали все новые способы отделаться от назойливой Бетани.

Уверена, кто-то скажет, что я слишком уж завелась. Но я была уверена: это неприятие и раздражение, которое вызывала у дочери и ее подруг несчастная Бетани, очень скоро могло бы перерасти в настоящую травлю. Учителя и мама Бетани сказали, что — нет — никто не обижал и не обзывал ее нарочно. С ней просто не хотели общаться.


Но я вырастила пятерых детей и сама была ребенком, а значит знаю все о школьной травле и могу сказать: она начинается именно с объявления кого-то из детей аутсайдером.


Я считаю, мы сослужили бы хорошую службу нашим детям, если бы рассказали им о таком понятии, как социальный дарвинизм, и о том, что заставляет людей принимать одних и игнорировать других. А такое случается с людьми любой национальности, расы, достатка и вероисповедания. И корни этого лежат в личном страхе каждого из нас оказаться отверженным, не добиться уверенности и внимания. Каждый как может сражается за свое место в пищевой цепочке.

Мне кажется, я поступила верно, поговорив со своими детьми обо всем этом в открытую. Родителям нужно научиться не мямлить, а прямо называть вещи своими именами. Признать, что мы тоже порой оказываемся в похожих ситуациях — несмотря на то, что мы взрослые.

Конечно, всегда будет кто-то, кто находится выше или ниже нас на социальной лестнице, но в конечном итоге каждое человеческое создание заслуживает нашего внимания или по крайней мере уважения. Кроме того, мы всегда должны помнить, что любой человек может сыграть самую неожиданную роль в нашей жизни.

Понимаете, недостаточно просто сказать ребенку «будь дружелюбным» — все это нужно обсудить более подробно. Детям кажется, что если они никого не побили и не обозвали, они уже дружелюбны. Но это не так. Объясните им, как социальные инстинкты, согласно теории Дарвина, движут ими. Я вам гарантирую, они все поймут. Они уже в какой-то степени наблюдают работу этих инстинктов в действии. Им просто нужно, чтобы вы это озвучили.

Что касается моей дочери, я поговорила с ней и объяснила, почему ей стоит потратить немного времени и все же пообщаться с Бетани. Я попросила ее придумать к завтрашнему дню три классных качества, которые она заметила в Бетани и о которых не подозревала раньше.

Моя дочь, конечно же, уперлась. Она не хотела заниматься такой ерундой. Я настаивала. И сказала на следующее утро, что не повезу ее в школу, пока она не согласится. Пока еще я была тут главной, и ключи от машины были в моей власти — так что я имела рычаги давления. Пока мы препирались я продолжила лекцию по социальному дарвинизму. Чтобы ей было понятнее, я провела аналогию с банком.


Я объяснила, что у нее на банковском счете есть какое-то количество валюты-общения. И что она может снять со счета и отдать немного Бетани — сильно она не обеднеет.


«Давай инвестировать!» — радостно закончила я.

Она неохотно оделась, но все же поехала в школу. День она провела неплохо, но все еще немного дулась на меня, когда я приехала ее забирать. Говорила, что мамы ее подруг не заставляют их общаться с кем-то насильно и разрешают самим выбирать друзей (угу, какие умные мамы). А потом она все же рассказала мне три классные вещи про Бетани, о которых раньше не знала.

Через пару недель я позвонила матери Бетани, чтобы узнать как дела, и она сказала, что Бетани нашла друзей, и у нее нет проблем с общением в школе. Кстати, я думаю, что подобные вещи следовало бы делать всем родителям. Мы так много энергии тратим на то, чтобы контролировать, что наш ребенок ест, на какие кружки ходит, достаточно ли высыпается, делает ли домашнее задание, а потом еще гордимся тем, что не вмешиваемся в детское общение и даем им полную свободу.


Серьезно? Вам реально важно, съел ли ваш ребенок достаточно овощей, но не важно как и с кем он общается? Неудивительно, что наша культура полна насилия, а школьная травля становится все более частым явлением.


Семья Бетани переехала в другой город спустя несколько лет. И моя дочь плакала, когда они уезжали. Они до сих пор общаются в соцсетях. Бетани была действительно классной девчонкой, с которой было, о чем поговорить. Но, конечно, для моей дочери их общение имело особую ценность — это был ее личный социальный опыт.

Сейчас моей дочери 20. Она учится в университете, и у нее есть своя компания близких друзей. Она доброжелательна, толерантна и с одинаковым интересом относится ко всем типам людей. Когда она еще была неопытна и ведома, мне удалось ей объяснить, что не всегда наше первое впечатление от общения является правильным.

Она поняла, что дружить можно с кем угодно — этот человек необязательно должен быть похожим на тебя. И еще она поняла, что иногда нужно помочь кому-то, кто менее социально успешен, чем ты. Инвестируй в общение! И ты получишь щедрые дивиденды.

Но самый важный урок, который она из всего этого извлекла, касался меня. Мне может быть абсолютно все равно, сделала ли она домашнее задание и причесала ли с утра свои красивые светлые волосы, мне важно одно — чтобы моя дочь хорошо обращалась с окружающими.

Материалы по теме
->