Чему на самом деле стоило бы научить ребенка в школе

Чему на самом деле стоило бы научить ребенка в школе - слайд

© Лиза Стрельцова

Размышление о том, чего действительно не хватает в системе среднего образования

«Ты должен учиться в школе, чтобы получить необходимые для жизни знания», — говорят родители своим детям, отправляя их за парту на целых одиннадцать лет. Но так ли нужны ребенку знания всех школьных предметов, действительно ли они пригодятся ему во взрослой жизни, или имеет смысл за эти годы научить его более полезным в быту вещам? Разбираемся.

Реальность такова, что в настоящее время школьники перегружены объемом обязательных дисциплин, внеклассными занятиями (репетиторство, языки и т. д.), паникуют из-за груды обязательных экзаменов (ЕГЭ, ОГЭ, экзамены для поступления в вуз). Родители и учителя пытаются впихнуть в детские головы кучу информации, испытывая при этом не меньше стресса, чем сами дети, но свято веря в то, что все это ребенку обязательно пригодится в дальнейшей жизни – на крайний случай расширит его кругозор и научит думать.

Но здесь и кроется самое главное заблуждение взрослых: детей в школе ДУМАТЬ как раз-таки не учат, система такова, что имеют значение лишь оценки и поощряется зубрежка.

Таким образом, по истечении одиннадцати школьных лет на выходе мы получаем застрессованных экзаменами детей, умеющих зубрить или выкручиваться, которые порой не выдерживают давления от необходимости выбирать себе будущее в виде высшего образования и уже забывших все, чему их учили еще вчера. А действительно ли им необходимо это вот все?

После школьного выпускного я испытывала сомнение и не была уверена ни в себе, ни в своих знаниях.

На первой же лекции в институте наш поток отличников и медалистов услышал фразу, еще больше подкосившую уверенность каждого в себе или по крайней мере сбившую спесь с самых умных. А звучала она так: «забудьте все, чему вас учили в школе». Подождите, то есть как забыть? Просто взять и забыть то, чему нас учили целых одиннадцать лет? Хотя, в принципе, не составит проблемы, ведь это случилось, как только я получила школьный аттестат.

И вот на выходе я представляла собой «обнулившуюся» растерянную школьницу, за которую родители выбрали вуз и специальность, но почему-то не объяснили, зачем вообще надо слушать еще минимум пять лет всю эту белиберду, и как это поможет мне определиться с профессией, найти (обязательно!) высокооплачиваемую престижную работу и «состояться в жизни». Что вообще значит это самое «состояться»? Много знать? Много зарабатывать? Все вместе?

Может ли школа дать хоть какие-то знания, полезные для жизни в целом и для самореализации в частности? Мне видится, есть парочка дисциплин, которые должны быть включены в школьную программу, и которые забывать совершенно необязательно просто потому, что они не забудутся, если их понять, а не зазубрить ради оценок.

Основы психологии

Было бы здорово научить ребенка задавать себе вопросы: кто я? каково мое предназначение? и со временем находить на них ответы. Рассказать про то, что каждый человек важен, нужен, имеет значение. Здесь про границы, про умение говорить нет, про то, что он не должен делать или говорить того, чего ему делать или говорить не хочется.Научить распознавать и называть свои (и других людей) чувства и эмоции, то есть развивать его эмоциональный интеллект. Научить справляться со стрессом и рассказать, к кому помимо родителей он может обратиться за помощью в трудной ситуации.

Управление временем

Интересно рассказать про «богов времени» Хроноса и Кайроса, научить ребенка ценить свое и чужое время, распределять задачи по приоритетности, рассказать про личную эффективность, продуктивность, проактивность.

Финансовая грамотность

Предмет, который, по моему мнению, надо включить в список обязательных в рамках школьной программы.

Рассказать простым языком, что такое деньги (без всех этих нудных теорий Маркса и Энгельса), откуда они берутся у родителей, какие обязательные платежи осуществляют все взрослые, когда начинают работать (Налоги, коммунальные услуги, другие счета). Рассказать про основы инвестирования, о том, что такое сбережения и кредиты.

Многие взрослые люди даже с хорошим доходом могут погрязнуть в кредитах и долгах лишь потому, что не являются финансово грамотными. Не все ведь заканчивали кафедру финансов, читали Кийосаки и, конечно же, мало кого научили финансовой грамотности родители или школьные учителя. Между тем, первые карманные деньги начинают появляться у ребенка еще в школе, и ему стоило бы понимать, как он может ими распоряжаться грамотно, а не только спускать все до копейки на вкусняшки.

Секс-просвет

Очень сложная и неоднозначная тема, поскольку у родителей на этот счет крайне противоречивые мнения.

Основы, по моему мнению, должны быть заложены родителями еще в раннем возрасте: называть части тела настоящими именами (вульва и пенис, а не пися и краник), рассказать о том, кто и при каких обстоятельствах может и не может смотреть или трогать интимные места ребенка («правило трусиков»), что может и не может демонстрировать ребенок при других людях и тд.

Однако и в школе ребенку следовало бы получить по этой теме знания не в формате слухов от других детей, а в четком структурированном порядке, желательно от специалиста сексолога или психолога. Опять же закрепить, что никто не может трогать ребенка без его согласия, рассказать про строение половых органов, про инфекции и зппп, про методы контрацепции и развеять некоторые популярные среди подростков мифы вроде тех, что прерванный половой акт не приведет к беременности, а спринцевания хлоргексидином после незащищенного полового акта предотвратят инфекции.

В рамках этого предмета стоит рассказать о типах сексуальной ориентации и однополых браках не как о проявлениях болезни или чего-то аморального, а как о различных вариантах проявления любви.

Основы работы с гаджетами и полезное использование интернета

Здесь можно рассказать про буллинг в сети и что делать, если ребёнок ему подвергся. Про то, как отличить безопасный сайт от небезопасного, показать детям полезные варианты использования интернета и гаджетов (образовательные сайты, приложения с упражнениями на тренировку мозга)

Почему эти знания необходимо получить в школе, а не только от родителей? Потому что не многие родители ими обладают или имеют достаточно времени для того, чтобы все это объяснить и показать ребёнку. Также, если в семье не выстроены доверительные отношения между родителями и ребенком, он будет охотнее прислушиваться к учителям или сверстникам.

На сегодняшний день в России нет школ, обучающих всему вышеперечисленному, но некоторые предметы, к примеру, психология, вводятся в региональных школах в качестве экспериментальных. Есть школы, которые организуют для учеников лекции по секс-просвету, но информация зачастую преподносится в формате запугиваний и запретов.

Важность обучения «жизненным» предметам признается родителями, психологами, самими учителями и потихоньку начинает признаваться теми, кто непосредственно влияет на систему образования. Возможно, это вопрос не ближайших лет, но со временем, надеюсь, школьная программа будет пересмотрена в сторону обучения реально нужным знаниям.

Материалы по теме
Интересное
Развлечения
Семейный гид по выставке
Развлечения
Мы выбрали самые интересные места Подмосковья — с редкими животными, необычными механизмами, вкусной едой или выдающейся архитектурой,...
->