«Менять надо не экзамены, а полностью всю систему»: что редакция Chips Journal думает о ЕГЭ

«Менять надо не экзамены, а полностью всю систему»: что редакция Chips Journal думает о ЕГЭ - слайд

© Коллаж Кристины Савельевой

Мнения, которые у нас никто не спрашивал

Единый государственный экзамен в этом учебном году подвергается критике со всех сторон — его просят отменить родители, называют неэффективным политики и чиновники и тайно ненавидят дети.

Не все в нашей редакции застали введение единого экзамена, но кое-кто попал под раздачу. Те из нас, кто столкнулся с этой системой, решили вспомнить, как сами сдавали ЕГЭ, а также поговорить о потенциальном решении кризиса, назревшем в системе государственного образования.

Ирина Кищина, редактор

Я сдавала ЕГЭ в 2007 году. Тогда его только вводили, поэтому в формате ЕГЭ был только один экзамен — русский язык. Причем все было очень внезапно. Мы с подругой решили поступать на журналистику и туда нужен был ЕГЭ по русскому. А наша русичка билась с нами до последнего и говорила, чтобы не маялись дурью и сдавали, как все добрые люди. Так мы и бодались до Нового года, а потом внезапно экзамен стал обязательным для всех.


Так что последние полгода мы готовились к ЕГЭ в школе, потом ехали на подготовительные курсы для универа (из-за долгой дороги приходилось убегать в эти дни после третьего урока).


Сам экзамен толком не запомнился. Но когда я получила за него 61 балл, стало очень обидно. И я поехала в Москву на апелляцию. Мне дали взрослого — понимающую приятную женщину, которая просмотрела мои результаты и помогла составить апелляцию. Я смогла отвоевать на ней целых два балла и осталась со своими 63 баллами.

Такой низкий результат (кроме почти отсутствующей подготовки и довольно низкого уровня всего нашего класса в русском языке), я связываю со своим личным протестом против формы сочинения. Нам давали тему и по ней нужно было писать сочинение. Чтобы оценить его, оно должно быть составлено с минимумом фантазии, по заданной структуре. Мне никогда это не нравилось. Я была уверена, что я — творец и сейчас вам всем покажу, как писать надо. Наивная девочка.

Сейчас я о ЕГЭ не думаю, если честно. У меня нет к нему претензий, хотя собственный опыт оказался негативным. Но возврат к обычному письменному экзамену мне тоже кажется глупостью. Я лично не пишу от руки сейчас почти никогда. Так что формат тестирования кажется более адекватным в меняющемся мире.


Я хотела бы, если ЕГЭ отменят, перехода к чему-то третьему. Не возврата, а движения вперед. Возможно, альтернативой могла бы стать подготовка и защита проекта, например.


Мне бы хотелось, чтобы система образования изменилась достаточно сильно к моменту, когда моя дочь будет выпускаться из школы. Я за многовариативность. Если раньше домашнее образование казалось дичью и вариантом для лежачих больных, теперь это вполне себе рабочая схема. Мне хотелось бы, чтобы образование смогло пересобрать себя под вызовы новых поколений, а не топало на них ножкой и сердилось, что старая система не работает.

Андрей Бородкин, редактор по информационному партнерству

Я сдавал ЕГЭ в 2008 году. Подготовка проходила супернервно. Я хотел смыться подальше из деревни, плюс нагнетали родители, мол, это последний шанс состояться в жизни. И все эти контроли, пропуски, осмотры (пришлось снимать ремень, к примеру), милиция (тогда еще милиция) действовали очень сильно. Короче, надо иметь стальные нервы, кроме знаний.

Я год ездил на подготовку на курсы в универ и к репетитору, там все было круто, русский знал лучше всех в группе. Но из-за нервозности написал плохо — на тройки и четверки. В итоге через манипуляции мне дали готовый листок с сочинением по обществознанию, это был последний экзамен, и только поэтому я поступил в университет. Поэтому, когда мне сейчас говорят про неподкупность ЕГЭ, я смеюсь, хотя сейчас вроде бы сделать это стало действительно сложнее. И еще — родители потом настояли на апелляции по математике и это было суперунизительно — какие-то дядьки в душном кабинете объясняли мне, что я никто и все решил неправильно.


Что я думаю о ЕГЭ сейчас? Я думаю, что тут как с христианством, если можно так сравнить.


То есть на уровне идеи — все супер, но когда мы начнем ее нормально применять? Глядя сейчас назад, я бы побольше времени уделил психологии и мыслям о том, что не все в жизни зависит от бланков.

Я бы не хотел, чтобы ЕГЭ отменяли. Во-первых, мне в принципе не нравится вектор «вернуть как раньше», он меня пугает и кажется опасным, потому что так можно на самом деле довозвращаться до чего угодно. Купить можно любую форму экзамена, но я считаю, что при ЕГЭ это сделать сложнее.

Я считаю, его нужно просто проводить нормально, без атмосферы как при задержании особо опасных преступников ФСБ, без буквоедства в вопросах, без натаскивания, с психологической поддержкой для учеников. В общем, я за ЕГЭ с человеческим лицом.

Основной минус ЕГЭ в нынешнем виде — любая нормальная идея из-за системы управления у нас превращается в маразм. Психологическое давление, непрозрачная система оценок и вопросов. Плюсы — ты все-таки можешь поступить даже из захолустья в практически любой город, а при отмене придется ехать туда лично.


Я хочу, чтобы в будущем система образования изменилась настолько, что главным критерием успеха станет не сам факт получения высшего образования, а навыки. То есть, чтобы вот этот культ и ажиотаж вокруг высшего образования немного утихли.


Я это понял только после того, как сам получил два высших. И они никак не оказали прямого влияния на то, что я делаю. Но, скорее всего, система образования скатится в полностью закрытую и непрозрачную структуру, где решать все будут люди из прошлого века.

Марьяна Самохвалова, выпускающий редактор

Я сдавала ЕГЭ в 2012 году, плохо помню, как проходили сами экзамены, кроме металлоискателей и того, что нужно взять паспорт, две черные гелевые ручки, воду и шоколадку. Меня что-то не устраивало в результатах по литературе, я подавала апелляцию, какие-то там баллы вроде добавили — в общем, бюрократическая скука с юных лет.

Зато хорошо помню, что примерно класса с пятого все учителя начали нас запугивать этим экзаменом: «Это будет на ЕГЭ, никто из вас не сдаст, а вот в ЕГЭ… ЕГЭ, ЕГЭ, ЕГЭ!!!»


К окончанию школы даже самые стойкие верили, что если сдадут плохо, то в тот же миг похоронят свою жизнь, «потеряют год» и могут ни о чем уже не мечтать.


Меня очень раздражала вся подготовка, эта искусственная паника, бесконечные тренировки заполнения бланков печатными буквами, стандартизированные критерии и вообще весь этот школьный цирк. Формат сочинений для ЕГЭ тогда так въелся в подкорку, что пришлось потом изгонять его из себя не один год.

Сейчас я вижу в едином экзамене только один плюс, но достаточно важный: возможность для выпускников из разных регионов поступать в вузы на относительно равных условиях, а не потому что у кого-то были репетиторы из университета или родственники в деканате.

Кристина Ханизбекова, руководительница смм-отдела

Я сдавала ЕГЭ по русскому языку в 2007 году, в нашем регионе мы были первым выпуском, кто его сдавал. Ученики очень нервничали, кто-то даже падал в обморок, потому что предыдущие пять лет мы только и слышали о том, какой ад нас ждет, но как готовить нас, толком никто не понимал. Я училась хорошо и помню, что на ЕГЭ было много заданий, которые мы даже не разбирали на уроках.

Моя личная история с ЕГЭ довольно положительная. Я сдала его на «пять» (получила много баллов за сочинение, которые покрыли какие-то пробелы в тестовой части), и только благодаря этому у меня была годовая «пять»: помню, как распечатала учительнице, которая отказывалась мне ее ставить, правила с какого-то официального сайта, где было сказано, что так как год экспериментальный, ребенок имеет право получить ту оценку, которую он получил на ЕГЭ, даже если она выше той, что у него стоит в четвертях. И даже с одной тройкой в какой-нибудь четверти можно было получить «пятерку».


Мне не важна была оценка, но в тот период моей жизни мне было очень важно доказать своей учительнице, что она несправедлива — у меня всегда была «четверка» по русскому, потому что в сочинениях она всегда мне ставила «пять» за грамотность и «три» за содержание.


У меня все сложилось хорошо, а вот двое моих одноклассников, претендовавших на золотую медаль, получили тогда «тройки», и им пришлось пройти сложный долгий процесс подачи апелляции и пересдачи.

Пару лет назад я преподавала в частной языковой школе, и там готовили детей к сдаче ЕГЭ по английскому, и были у нас там импровизационные пробные экзамены, чтобы снять стресс с ребенка и посмотреть, на какую примерно оценку он претендует. Я принимала Speaking и Listening, который был ужасно сложный и совершенно не адаптированный под задания (так не делается ни в одном международном тесте!).

И дети, которые в свои 16–17 лет великолепно разговаривали на английском, валились на этом аудировании и получали по нему крайне низкие баллы. А зная школьные учебники по английскому, я вообще не понимаю, как можно без репетиторов и дополнительных занятий подготовиться к ЭТОМУ.


Мне просто кажется, что школьные экзамены должны проверять школьные знания, для чего-то сверх есть олимпиады.


Не скажу, что я ярая противница или защитница ЕГЭ. Мне в принципе не кажется ужасным формат сдачи экзамена в виде теста, как и в виде беседы с учителем. Но что мне точно не нравится — это вся эта система: то как составляются задания — совершенно непрофессионально, и весь этот нервный ажиотаж вокруг самого факта сдачи — люди, которые это делают, выпустились из школ и университетов и в курсе, что оценки во взрослой жизни не имеют никакого значения, почему же они до сих пор прививают детям этот культ оценок.

Мне кажется, что менять надо не экзамены, а полностью всю систему. Чтобы на бюджет могли поступать не только те, у кого 150 «пятерок», но и другие, потому что неидеальные оценки не всегда означают, что ты хуже.

Ира Зезюлина, колумнистка и мемологиня

Я жила в Беларуси и наш 2005 выпускной год был первым (или вторым?), когда ввели ЦТ (Централизованное тестирование). Это не совсем то же самое, что ЕГЭ. Например, в школе были классические выпускные экзамены, а вот если ты собираешься поступать в ВУЗ, то нужно сдавать ЦТ. Меня, как человека рассеянного и творческого, все это натягивание на тесты довольно сильно напрягало.


В какой-то момент я даже сказала родителям, что никуда поступать не буду, мне это все осточертело, и я пойду работать на завод упаковщицей конфет.


А примерно за пару лет до этого в Беларуси прошла реформа оценочной системы с пятибальной на десятибалльную. Преподаватели сами не понимали, как оценивать знания в новых форматах, в итоге это все превратилось в сплошное нервное расстройство. Почти весь одиннадцатый класс нас учили, как заполнять бланки, вместо того, чтобы повторять все пройденное.

ЦТ я все же сдавала. Французский, русский и математику. Но делала это просто потому, что надо. В какой-то момент мне просто стало все равно. Там еще была какая-то штука, что французский можно было сдавать два раза (уже не помню, почему).


Один раз я старалась, а второй просто ставила крестики наугад. Угадайте, где я набрала больше баллов? Да, там, где наугад.


Русский мне как-то не запомнился, а вот с математикой повезло. Система оценки подразумевала не количество правильных ответов, а количество правильных ответов плюс задачи со звездочкой, которые вдвое увеличивали все набранные баллы. Я завалила со страху почти все тестовые вопросы, но решила задачи со звездочкой и в итоге вышла на неплохую оценку.

В общем, все это было ужасно, нервно и своему ребенку я бы такого не пожелала. В тестах нет ничего хорошего, кроме умения отвечать на тесты.

Очень надеюсь, что к моменту выпуска моей дочери, система изменится и знания будут оценивать не роботы, не галочки в нужных столбцах, а беспристрастные педагоги из других школ.

Оля Петрова, смм-менеджер

Я сдавала ЕГЭ в 2006 году: Пермский край был одним из регионов, где этот экзамен ввели пораньше, чтобы потренироваться на нас. В нашей школе сдавали три обязательных предмета: русский, математика и иностранный язык (с первого класса мы учили французский, так что большинство выбрало его, но нашлись и те, кто пошли сдавать английский, хоть он у нас был с седьмого класса).

Если честно, с самих экзаменов ничего особо и не запомнилось. Наверняка волновалась, но это я говорю сейчас потому, что знаю себя, а не потому, что помню само волнение. Кажется, сильнее переживала, что что-нибудь неправильно заполню или отмечу не тот ответ, чем что не буду чего-то знать.

Помню, что в вопросах по русскому были неточности, так что сложилось впечатление, что экзамен составляли поверхностно. Может быть, были неточности и в вопросах по математике, просто их я не заметила, поскольку разбиралась как раз где-то на уровне экзамена.


Думаю, это один из существенных недочетов ЕГЭ: у людей, которым преподавали предмет углубленно и которые знают больше обычной школьной программы, могут возникнуть затруднения, когда приходится угадывать, отвечать ли так, как есть на самом деле, или так, как, скорее всего, ожидали составители вопроса.


Предполагаю, впрочем, и надеюсь, что с 2006 года качество вопросов все же сильно улучшилось.

Не знаю, следует ли отменять ЕГЭ, но есть пара моментов, которые я бы точно хотела устранить. Во-первых, мне кажется, что до сих пор форма ЕГЭ вызывает стресса чуть ли не больше, чем содержание. Хотелось бы, чтобы школьников не только натаскивали выполнять экзаменационные задания, но и учили осознавать свой уровень тревожности, стресса и напряжения, выражать свое состояние, расслабляться.

Во-вторых, что-то должно быть сделано с продажей (или просто раздачей?) готовых ответов. Например, ежегодные вереницы стобалльников в отдельных регионах выглядят, мягко говоря, сомнительно.

Еще один аспект ЕГЭ, который пришел мне в голову, можно отнести и к плюсам, и к минусам, наверное. Баллы за ЕГЭ просто суммируются для поступления, у предметов нет коэффициентов. Условно говоря, человек, набравший 71 за физику, 80 за математику и 100 за русский язык, в очереди на поступление в МФТИ будет перед человеком, набравшим по 95 за физику и математику, но только 60 за русский. С одной стороны, у второго явно предрасположенность с профильным предметам, но с другой — откуда мы знаем, что первый, получив доступ к ресурсам университета такого уровня, не преуспеет в этих предметах так же или еще больше?

Учитывая, что у меня детей нет еще даже в планах, мне крайне сложно предположить, каким изыскам образовательной системы какой страны предстоит их осчастливить.


Может быть, на все экзамены учеников будут погружать в сон, а степень готовности и глубину понимания материала будут оценивать по мозговой активности, которую будет считывать специальный нейрошлем — обязательно с рогами, как у викингов, чтобы было веселее.


Дарья Ляднова, редактор подборок

Я сдавала ЕГЭ в 2016 году. Никаких происшествий во время экзаменов не было, но даже если бы рядом со школой упал метеорит, я бы этого не заметила: на каждом экзамене ужасно нервничала и не могла оторвать глаз от бланков. Сдала экзамены я хорошо. Баллов хватило, чтобы отучиться один год бесплатно (выбранному институту не выделили бюджетные места, скидка на первый год обучения была единственным «подарком» за результаты ЕГЭ).

Я не думаю, что стоит отменять ЕГЭ, потому что при такой системе всероссийского экзамена выпускникам проще поступать в учебные заведения в других городах. Мне кажется, плюс ЕГЭ в том, что все заранее знают, задания какого типа будут на экзамене. В интернете есть много примеров заданий, можно потренироваться на них. А если повезет, один из вопросов пробника попадется на настоящем экзамене.

Минус как раз в том, что важную роль играет везение: сложность вариантов может сильно отличаться. К тому же одна небольшая ошибка будет стоить нескольких баллов.


В этом плане обычные устные экзамены в институте мне казались проще: достаточно было сказать пару предложений по теме, чтобы показать, что ты хоть раз открывала учебник, а преподаватели помогали исправить ошибки и оговорки.


Об отмене ЕГЭ, кажется, говорят, с тех самых пор, как этот вид экзаменов ввели. Но раз альтернативу так и не нашли, я не думаю, что она появится в ближайшие несколько лет.

Катя Статкус, редактор лонгридов

Я, наверное, принадлежу к пенсионерам нашей редакции — я закончила школу в 2005 году в Москве и была, скорее всего, последним счастливым выпуском, которому не пришлось сдавать ЕГЭ. Поэтому мне придется выступить в жанре «я Пастернака не читал, но осуждаю».

Хоть сама я и не сдавала ЕГЭ, принцип такого мероприятия мне не очень нравится. Мне кажется неправильным оценивать результаты учебы по одному экзамену: а вдруг ученику в этот день было плохо, а вдруг что-то случилось? Это все равно что оценивать журналиста только по одной отдельной статье, а режиссера — по одному спектаклю.

Хочется, чтобы учитывались и какие-то другие показатели — как человек вообще учился, какие у него были идеи. Поэтому да, я бы хотела, чтобы ЕГЭ отменили, да и вообще всю школу реформировали решительным образом.


И мне кажется, что в сегодняшнем виде ЕГЭ себя уже дискредитировал: чуть ли не каждый год отменяют то одну его часть, то другую, и какой-то особой веры в такое тестирование уже ни у кого нет. Тестовые экзамены вообще часто лучше всего показывают то, насколько человек может быть выдрессирован, чтобы их сдать.


Если говорить про плюсы ЕГЭ, так это на мой взгляд лишь то, что ребята из любого населенного пункта могли послать свои результаты в какой-то вуз страны и им не надо было ехать сдавать экзамены и тратить деньги на дорогу. Но в нашу цифровую эпоху это наверняка можно сделать из без ЕГЭ.

Как изменится финальный школьный экзамен к тому моменту, когда мои дети будут заканчивать 11 класс, я даже не решаюсь представить.


Недавно мне попалось на глаза какое-то исследование, в котором говорилось, что 80 процентов профессий, которые освоят наши дети, еще даже не были изобретены.


Поэтому ясно, что школа вряд ли сможет дать детям конкретные знания, которые пригодятся им в дальнейшей работе. Но она вполне может научить детей социальным навыкам и прочим софт скиллс типа работы в команде, а не механическому выдрючиванию в заполнении тестов.

Еще почитать по теме:

Что-то не так с ЕГЭ: письмо главреда

Россияне против ЕГЭ: 70 процентов жителей страны считают, что экзамен надо отменить

Спрячь шпаргалку: кто из редакции Chips Journal списывал в школе, а кто давал списывать?

Материалы по теме
->