Спрячь шпаргалку: кто из редакции Chips Journal списывал в школе, а кто давал списывать?

Спрячь шпаргалку: кто из редакции Chips Journal списывал в школе, а кто давал списывать? - слайд

© Коллаж Chips Journal

Все школьники делают это?

Недавно в России сервисом Skysmart было проведено исследование, согласно которому лишь семь процентов школьников не пользуются решебниками при выполнении домашних заданий. Редакторы Chips Journal вспоминают, каким было их собственное отношение со списыванием в школе, а также размышляют о том, каким образом должна измениться наша система образования, чтобы списывать больше не нужно было никому.

Тамара Высоцкая, старший редактор:

Я вообще любила списывать в школе — чаще со шпаргалок, но иногда и с заранее согласных соседей. Не помню, много ли нас таких было в классе, но я точно была не одна. К старшим классам у меня образовался небольшой пул дисциплин, по которым я не преуспевала, не хотела и не старалась. Чтобы не скатиться в двойки, выход был один — списывать и договариваться с соседкой Леной, которая успевала за время контрольной по физике решить задачи и за первый, и за второй вариант.

Я всегда креативно подходила к шпаргалкам: начиная от банальных надписей на руке до хитроумных способов типа блокнота, в котором информация была зашифрована в виде криптограмм, шпаргалки, написанной на ткани (делала вид, что это мой носовой платок) или шпаргалки, вставленной в прозрачный корпус шариковой ручки — оттуда было удобно списывать даты на контрольной по истории.

Не помню, чтобы меня ловили или ругали — я всегда нагло сидела на первой или второй парте, и учителя не обращали на меня внимания.

Вопрос о том, как должна измениться школа, чтобы в ней никто не списывал, кажется мне слишком глобальным и немного фантастическим. Наверное, в идеале должно быть так, чтобы дети были мотивированы учиться, а не получать хорошие оценки. Когда ты заинтересован в получении знаний, у тебя вряд ли возникнет желание воровать чужие и выдавать за свои или клепать шпаргалки, чтобы переносить с них информацию на лист, минуя мозг. Но, боюсь, для этого надо изменить всю систему образования, начиная с фундамента — она давно этого просит.

Пока наши школы находятся в том состоянии. в котором они есть сейчас, я, если честно, ничего сверхкриминального в списывании не вижу.

С одним «но» — я решительно против воровства чужого интеллектуального труда — переписывания сочинений, копирования докладов и рефератов, передирания научных работ. Одно дело — списать ответы на примеры, которые твой сосед и так бы решил, а другое дело — присвоить себе чужой труд и чужие идеи.

Ладно, есть еще второе «но» — я против списывания, когда оно происходит от банальной лени. У меня были одноклассники, которые на каждый урок ходили с томиком ГДЗ, как будто даже не пытались приложить усилия — за этим грустно наблюдать. Однако использовать списывание и шпоры как способ не провалиться по двум-трем нелюбимым предметам — это неплохой тест на адаптивность и изобретательность, почему бы и нет.

Катя Статкус, редактор:

Я была той самой отличницей с косой, у которой списывал весь ряд — хорошо помню, что нужно было сидеть, немного оттопырив локоть, чтобы одноклассникам сзади было лучше видно содержание моего двойного листочка.

Мне казалось это очень благородной миссией — давать другим списывать, потому что, во-первых, «надо делиться», а, во-вторых, я знала, что некоторых моих одноклассников родители будут безумно ругать дома за плохие отметки, и хотелось их великодушно «спасти». В этом смысле меня всегда вдохновлял пример моего дедушки, который ходил сдавать экзамен за друга в институте с переклеенной фотографией в зачетке (но до таких высот я никогда не доходила).

Однажды — классе в восьмом — учительница по биологии решила все-таки проучить мою манеру и поставила мне двойку за то, что я давала ребятам списать контрольную (тем, кто списывал, поставили четверки и пятерки). Было ужасно обидно.

А еще про списывание вспоминается такая история. Когда мне было лет в 18, я поехала летом на две недели учить немецкий в языковую школу в Мюнхен. В моей группе были еще две девушки из России.

И вот в тот день, когда мы должны были писать итоговый тест, один парень из Франции попросил нас рассадить, потому что сказал, что у него уже «сложился слишком негативный опыт с русскими коллективистами».

Мы тогда просто в голос хохотали с девчонками — настолько яростно он выступал, но учитель нас не рассадил, потому что у каждого был в итоге свой индивидуальный тест. Индивидуально составленные вопросы в билете для студента — это вообще, на мой взгляд, довольно сильный инструмент: помню, такие кастомизированные вопросы для нас в университете подготовила преподавательница по русскому языку (мне досталась как раз та тема по морфологии, которую я проболела).

Если говорить о том, как должна измениться школа, чтобы в ней перестали списывать, мне кажется, перемены должны произойти кардинальные.

Во-первых, нужно как-то уйти от такой идеи, что у всех по всем предметам должны быть пятерки, а троечники — это лохи подзаборные. Ну и еще не могу не вспомнить историю про учительницу, которая снизила мальчику оценку за то, что он высказал в сочинении собственное мнение — учительница непрозрачным образом намекнула, что собственное мнение он, в общем-то, может засунуть себе в одно место. А если школа не ценит ничего личного, то и мотивация делать все самостоятельно быстро пропадает.

Андрей Бородкин, нативный редактор:

Я учился в деревенской школе. Если кто-то мог что-то сделать правильно — всегда давал списывать, так повелось в суровых горных условиях. Поэтому я тоже не жадничал.

Большинство ребят ходили в школу, понимая, что, скорее всего, никогда отсюда не уедут. Мальчиков ждала работа в лесу, девочек, в лучшем случае, в гостиницах. Учителя тоже это понимали, поэтому никак не пытались бороться со списыванием. Были учителя старой школы — вот они пытались журить, но тоже с поправками на региональную специфику.

А самому мне списывать было просто не у кого. Ну и я был ботаном, мечтал сбежать, понимая, что учеба — единственная для этого возможность. С одноклассниками я не совсем ладил, мягко говоря.

Было время, когда я думал, что если буду давать списывать — то меня станут уважать. Но этого не случилось.

Так как в школе я не списывал, то и не умел этого делать в принципе. А вот на экзамене по матанализу в университете попытался первый раз: засунул шпору под рукав. Начался экзамен. Я отодвигаю рукав и максимально неубедительно делаю вид, что ничего не происходит. Преподаватель так ласково и вежливо говорит: «Андрей, закатите рукавчик обратно, пожалуйста, пока не наделали глупостей». Больше списывать не пытался.

Как должна измениться школа, чтобы в ней перестали списывать?

Думаю, важно, чтобы дети вообще увидели смысл в учебе. Чтобы учеба была общественным институтом. Мне кажется, это применимо ко всем школам. Ну и конечно важны учителя — если учитель не совсем динозавр и в принципе понимает, чем живут школьники, на его уроках захочется поработать самому.

Лена Аверьянова, главный редактор

Я была ниндзя списывания — я могла списать что угодно даже у учителей под носом. Сомневаюсь, что они этого не замечали, но, думаю, их мудрость заключалась в том, что лучше уж я спишу у более осведомленной в алгебре и геометрии подруги, чем потом буду тридцать раз переписывать контрольную.

Один раз меня вызвали решать какую-то задачу по химии — учительница обычно сажала ученика за свой стол — ровно с тем намерением, чтобы он не списывал. Но мне повезло — вызванные до меня дети уже позанимали все места вдали от своих шпор и учебников, так что я осталась на своем месте. И списала все из собственной тетради — задание было похоже на то, что мы уже делали под руководством преподавательницы.

Конечно, в обмен на то, что моя соседка по парте давала мне списывать задания по естественно-научным предметам (а иногда она делала за меня черчение), я помогала ей по гуманитарным дисциплинам. Я могла написать за нее какой-то доклад, делала несколько вариантов сочинения на одну тему — себе, ей и запасной средний вариант (он мог использоваться для второй подруги, которая тоже была хороша в математике).

Наш подход к списыванию оказался настолько эффективным, что к моменту окончания школы он превратился в традицию взаимовыручки, которая позволила нам прекрасно сдать выпускные экзамены — я из тех динозавров, кто писал контрольную по алгебре и сочинение по русскому и литературе.

Выпускные экзамены мы сдавали так: мой вариант контрольной мне полностью решила подруга (Марина, благодарю тебя по сей день!), а я написала ей сочинение. Передавали мы свои записи друг другу между чистыми листами бумаги — мол, кончился черновик, поделись своим. Было довольно классно!

В университете списывать уже было не у кого, да и незачем — математики там уже не было. Но мое умение пользоваться шпаргалками мне очень помогло.

CHIPSовости

Слушайте наш подкаст 

Материалы по теме
Интересное
Здоровье
Отвечает детский стоматолог
Развлечения
Полный набор для теплых деньков
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.