Воскресная колонка
Привет!
На связи Тамара Высоцкая. Недавно смотрела сериал «Уборщица» (это мини-сериал о матери-одиночке, которая сбегает от абьюзивного партнера — подробнее можно почитать здесь), и там меня зацепил один момент.
Когда главная героиня оказывается в приюте для переживших домашнее насилие, ее отправляют в «магазин» — место, где стоят вешалки и шкафы с огромным количеством одежды и обуви. Взять можно все, что угодно — это бесплатно, хотя и выглядит как обычный секонд-хенд.
Сотрудница «магазина» объясняет героине: женщины, пострадавшие от насилия, не знают, что им нравится — у них до этого просто не было сил задуматься на эту тему. И «магазин» призван помочь им — чтобы они побродили вдоль вешалок, поперебирали одежду, и выбрали не первую попавшуюся, а ту, которая им нравится.
Мне показалось, что эта проблема — женщины, которые не задумываются над тем, что нравится именно им — существует и за пределами ситуаций домашнего насилия.
Взять, например, матерей. Несмотря на то, что чаще всего дома готовят женщины, они редко едят то, что им хочется — они готовят то, что будет есть ребенок, что нравится мужу, что проще/быстрее/дешевле приготовить. Они чаще жертвуют своими хобби, чтобы проводить больше времени с ребенком, помогать ему с уроками, гулять с ним, укладывать спать.
Я помню, как будучи матерью младенца, впервые выбралась в торговый центр за зимней одеждой. Почему-то первым, что бросилось мне в глаза, была короткая розовая шуба, перед которой я застыла в оцепенении и немом восторге. Но реальность быстро ко мне вернулась — шуба слишком короткая, будет мерзнуть поясница, розовый мех плохо сочетается с катанием коляски по грязным сугробам, да и вообще — где я, и где розовая шуба.
Я прошла мимо притягательной вещи и спряталась где-то в районе безразмерных серо-черных пуховиков, который выглядели как клиническая депрессия во плоти, но были очень практичными и удобными.
Это классический пример того, как матери медленно, шаг за шагом, стирают свою идентичность и из человека с желаниями — да, иногда странными, глупыми и непрактичными — превращаются в очень удобного человека, который готов доедать за домочадцами, покупать новую одежду только после того, как старая прохудилась, и тратить свое свободное время на то, что надо, а не на то, что хочется.
Это превращается в привычку. Даже после того, как активный декрет заканчивается и ты перестаешь 24/7 кормить, купать, обнимать и играть, привычка игнорировать свои желания и ставить себя на последнее место остается. Это, кстати, называется феноменом «сгоревшего тоста» — он заключается в том, что мамы намного реже, чем остальные, делают выбор в пользу себя и чаще соглашаются на наименее привлекательные варианты — подробно писали об этом здесь.
Мы теряем контакт в собой, а потому у многих из нас вопрос «Какое тебе мороженое купить?» вызывает панику и оторопь. «Да какое-нибудь обычное возьми», — говорим мы, потому что это проще, чем заглянуть внутрь себя и понять, а какое мороженое нам вообще нравится. И нравится ли оно нам в принципе, может быть, вместо мороженого мы бы с большим удовольствием съели беляш.
28 ноября мы отмечаем День матери. Праздник все еще скорее фиктивный и не сильно популярный, но мы тут, в редакции, как вы догадываетесь, очень за него болеем.
Так вот в этот день я очень хочу пожелать всем матерям желаний. Искренних, настоящих, ваших желаний, на которые вы имеете право не только в День матери, а вообще в любой день.
Желаю не выбирать по инерции что-то «самое простое», а замереть на минуту и свериться со своим внутренним заржавевшим компасом — а мне такое вообще нравится? Нет? А что тогда? Уверена, что вы еще способны сами себе удивить. И многим это необходимо — на это намекает большой успех вот этой колонки среди наших читателей.
Давайте быть внимательнее к себе — и пусть День матери станет для этого хорошим поводом!
Старший редактор Chips Journal,
Тамара Высоцкая