А вы знали про них?
Мы уже рассказывали о главном Деде Морозе страны и упоминали о том, что свой день рождения 18 ноября он отмечает в компании других зимних волшебников страны. Многие из них также имеют свои резиденции и почту, принимают участие в новогодних праздниках и фестивалях в своих регионах, у каждого из них своя история и свои атрибуты.
Сегодня мы поговорим о 14 локальных «зимних дедах», отвечающих за празднование Нового года в Карелии, Якутии, Чувашии, Бурятии, Удмуртии, Республике Татарстан и других регионах нашей страны.
Талви Укко (Талвини) — новый Дед Мороз, появившийся благодаря предприимчивым маркетологам. По их легенде, он вырос среди людей, но человеком не является.
Говорят, он был упавшей звездой, превратившейся на Земле в младенца, которого нашли в лесу собаки и принесли к своим хозяевам, а они обнаружили удивительную любовь малыша к холоду.
Талвини чувствовал тесную связь с природой, дружил с животными и не желал идти по стопам приемного отца и становиться охотником. В самые лютые морозы он запрягал своих собак в нарты и разъезжал в них по лесу. Зная о его способности найти дорогу в самой непролазной чаще, местные жители попросили его развозить подарки детям. Всю свою жизни Талвини, ставший Талвиукко (дедом), посвятил тому, что радовал малышей Карелии.
Вотчина Талвиукко расположена в 25 километрах от Петрозаводска, вместе с «Зимним дедом» там живет много животных, в том числе его любимые ездовые собаки, которые помогают ему развозить подарки.
Адрес для писем: Вотчина Карельского деда мороза Талвиукко, Чална, Республика Карелия, 186130.
Паккайне («Морозец») — молодой и озорной Дед Мороз из городка Олонец на Юге Карелии. Он родился в семье купца в первый день зимы, и так же как и его старший коллега сразу показал своим родителям, что предпочитает морозы теплу.
Повзрослев, он тоже стал купцом, много путешествует и постоянно прихорашивается у зеркала. По легенде, когда он покидает очередной город, его отражение выходит из зеркала и начинает радовать людей. А первого декабря все отражения собираются в Олонце и устраивают соревнования между собой.
Адрес для писем: 186000, Республика Карелия, г. Олонец, ул. 30-летия Победы, д. 8.
Чысхаан («Мороз») — главный зимний волшебник Якутии. Человеком его назвать нельзя, он скорее божество с чертами человека и быка. Он живет в ледяной пещере, украшенной инеем и переливающимися кристаллами.
Чысхаан — хранитель вечной мерзлоты и холода. Каждый год он в обличье рогатого старца выходит из океана, и все покрывается снегом и льдом.
Но в январе у него отваливается один рог, в феврале — другой, а в марте он лишается головы, все его тело распадается на части и уносится водами реки Лены обратно в океан. Он отдает бразды правления Весне.
В отличие от Духа Зимы Чысхаана, который не участвует в праздниках и не дарит подарков, добрый волшебник Эхээ Дыыл отвечает именно за праздничное настроение и подарки для малышей. Появился он по воле ученого и писателя Гавриила Уварова, который не только написал сказку про якутского Деда Мороза, но еще и взял на себя выполнение его обязанностей. Благодаря стараниям Уварова, в Якутии стали праздновать Новый год в начале января (раньше его отмечали в мае).
Эхээ Дыыл является хранителем времени, может перемещаться в пространстве и появляться в любое время года (в отличие от Чысхаана). Его традиционный костюм — одежда северных оленеводов, и он единственный зимний старец, который не носит бороды и усов. Живет он с большой семьей: женой (Королева Зима), дочерьми (Весна, Лето, Осень) и внуками (Ветерок и Снежинка).
Хел Мучи («Старик Мороз») — бог холода и зимы. Живет он в деревне Кшауши в 30 километрах от Чебоксар вместе со своей внучкой Юр Пике («Снежная Красавица»), которая заведует новогодней мастерской и Лешим Арщюри, оберегающим лесные просторы. Все вместе они отвечают за празднование чувашского зимнего праздника Сурхури.
Внешне он похож на привычного нам Деда Мороза, ходит в кафтане, шапке с мехом, носит с собой большой посох. Его особенность — музыкальный талант. Он не только играет на традиционных музыкальных инструментах, но еще и сам их делает. В 2021 году резиденция Хел Мучи работает дистанционно.
Адрес для писем: этнокомплекс «Ясна», село Кшауши, Чебоксарский район, 429520.
Соок Ирей («Холодный Дед») не человек, а дракон. По тувинской мифологии, драконы могут превращаться в самых разных существ, а Соок Ирей выбрал для себя обличье ледяного человека. У него довольно мрачный вид. Его одежда белого и синего цветов ассоциируется со снегом и льдом, его драконью природу выдает шапка с рогами.
Всюду, где он появляется, приходит зима. Несмотря на свой суровый характер, людей он любит и от души веселится на праздниках и фестивалях. А когда люди, устав от холодов, просят его о тепле, он начинает постепенно испаряться и возвращается туда, откуда пришел, уступив место весне.
На данный момент своей резиденции у него нет, зато есть помощница Тугэни Энекэн или Матушка Зима.
Тол Бабай («Зимний Дед») — великан, живший на Земле задолго до появления людей, которые в итоге заставили гигантов спрятаться под землю. Тол Бабай тоже бежал со своими соплеменниками, но отстал от своих братьев, залюбовавшись природой, и не успел прыгнуть в расщелину, ведущую в подземелье, а когда спохватился, она уже исчезла. Он остался на поверхности, подружился с птицами и зверями, изучил свойства растений, обзавелся волшебным посохом.
Однажды он встретил толпу детей, и те не испугались его (несмотря на его высокий рост), начали улыбаться ему и приглашать в свою игру. Эта неподдельная детская радость растопила сердце великана, и он понял, что отныне смысл его жизни в том, чтобы радовать малышей добрыми словами и подарками.
Тол Бабай ходит в шубе фиолетового цвета и опирается на деревянный посох. Он много путешествует, следит за порядком в своей регионе и организовывает зимние фестивали и праздники.
Адрес для писем: 427070, Удмуртская Республика, Шарканский район, с. Шаркан, ул. Свободы, 9.
Йушто Кугыза («Холодный Дедушка») родился в X веке в Сернурском районе на самом севере Марий Эл и не так давно вернулся в родную деревню вместе со своей внучкой Лумудыр («Снежная девочка»).
Йушто Кугыза — хранитель марийских легенд и сказитель, знает значение всех слов и откуда они пошли, учит ребят петь и танцевать. Сразу после марийского Нового года (22 декабря) встает на лыжи и развозит детям подарки.
По своему внешнему виду походит на главного Деда Мороза, но ходит в белоснежном тулупе, на руках — рукавицы с традиционным марийским узором, его волшебный атрибут — посох.
Адрес для писем: 425467, Республика Марий Эл, Сернурский район, с. Кукнур.
Кыш Бабай («Зимний Дед») — это божество Зимы, в его обязанности входит организация зимнего праздника в честь тюркского бога Тенгре. Он живет в селе Яны Кырлай вместе со своей дочерью Кар Кызы («Снежная дочь») и свитой, в которую входят богатырь Батур, дух леса Шурале, воительница Алтынчэч, баба Яга Убырла, змей горыныч Аждаха и черт Шайтан.
Татарский зимний старец похож на главного Деда Мороза (его создатели были вдохновлены успехом проекта в Великом Устюге), но имеет и свои особенности. Так цвет костюма Кыш Бабая зеленый (любимый цвет мусульман), на его голове — меховая тюбетейка, рукавицы расшиты татарским орнаментом.
Адрес для писем: 422035, Татарстан, Арский район, с. Новый Кырлай. Получатель: Кыш Бабай и Кар Кызы.
Сагаан Убген («Белый Старец») — буддийское божество, хранитель домашнего очага и главный зимний волшебник Бурятии. В его обязанности входит охрана Земли и всего живого, он отвечает за добро, благоденствие, богатство и благополучие. Кроме того, он организует и проводит ежегодный праздник-фестиваль Сказочный Сагаалган — буддийский Новый год.
Появился Белый старец более двух тысяч лет назад во времена язычества, в тех пор он следит за порядком, поощряет добрые дела и наказывает за злые. Буддисты почитают волшебника и обязательно угощают его во время праздничного ужина, преподносят ему символические подарки.
Проживает Сагаан Убген в резиденции, расположенной в этнографическом музее в Улан-Удэ. Его традиционный костюм — белая шуба, меховая шапка, украшенная бурятским орнаментом, его волшебный атрибут — посох с головой дракона.
Адрес для писем: 670045, город Улан-Удэ, ул. Лесная, 17 «б», Этнографический музей народов Забайкалья.
Байкальский Дед Мороз — зимний волшебник, хозяин Байкала. По легенде, много лет назад, когда он был молодым, он жил на берегу Северного Ледовитого океана, дружил с животными. Как-то ему стало интересно, куда это «кочуют» нерпы, и он последовал за ними, замораживая воды реки Лены и скользя по льду. Так они добрались до истоков реки, как вдруг земля затряслась, два озера, на берегу которых стоял волшебник, объединились в одно, а за его стеной выросла горная стена.
Будущий Дед Мороз решил остаться на берегу озера Байкал и стал добрым волшебником. А чтобы ему не было одиноко, он слепил из снега помощницу Снегурочку, оживив ее волшебной водой Байкала. Теперь они живут вместе на южной берегу озера в городке Слюдянка.
Байкальский Дед Мороз носит бело-голубую шубу с вышитыми на ней бирюзовыми узорами, ассоциирующимися с чистым льдом, покрывающим озеро, на плечах у него белая меховая накидка, а шапка напоминает по форме богатырский шлем. Волшебник обходится без посоха, потому что умеет летать.
Адрес для писем: 665904, Россия, Иркутская область, г. Слюдянка, а/я «Байкальского Деда Мороза».
Ямал Ири («Дедушка Ямала») — властелин Лукоморья (так в средневековых текстах называли Ямал) и добрый шаман. Он живет в одиночестве за Полярным кругом в чуме, следит за порядком на севере. Отмечает свой день рождения в начале декабря, очень любит, когда к нему приезжают дети, чтобы поздравить его с праздником.
Ямал Ири — отличный рассказчик, знает все сказки и легенды. Говорит, что появился на свете одновременно с тундрой и обладает огромной силой, которой наделили его могучие духи.
Он носит традиционную ямальскую одежду — малицу (шубу из оленьих шкур) и кисы (сапоги из шкуры с головы оленя), у него очень пышные борода и усы, а длинные волосы заплетены в косу. Его волшебные атрибуты — это деревянный посох и бубен, благодаря которому он может общаться с духами из сказочного мира.
Адрес для писем: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Республики, д. 5.
Уральский Дед Мороз — младший брат Деда Мороза из Великого Устюга. Он живет в Парке Сказов в поселке Арамиль, недалеко от Екатеринбурга. У него большая семья: жена Весна Красна, дочь Капель и сыновья Ледостав, Вьюговей и Холод.
По легенде во время обхода своих владений Урал Мороз вдруг попал на ярко освещенную и согретую солнцем полянку, посреди которой стояла чудесная девушка Весна Красна. Своим волшебным теплом она растопила не только уральские сугробы, но и сердце самого Деда Мороза и стала его женой. Теперь они вместе разбирают почту, принимают гостей и дарят им праздничное настроение и подарки.
Адрес для писем: 642002, Свердловская обл., Сысертский район, пос. Арамиль, ул. Парк Сказов, дом 1.
Кузбасский Дед Мороз живет на территории заповедника «Томская писаница» (60 километров от областного центра Кемерово) вместе со своими помощниками Снегурочкой, Метелицей и Вьюговеем.
С первого декабря по 25 марта он встречается с ребятами, каждый из которых получает в подарок специальную грамоту, подтверждающую, что он был в гостях у главного Деда Мороза Кузбасса. Зимний волшебник трепетно относится к письмам и подаркам малышей, бережно хранит их, а организаторы заповедника устраивают из них ежегодную выставку.
Главный Дед Мороз Кузбасса мечтает о том, чтобы все научились дружить, и считает, что вера людей в чудо делает их добрее. Потому он всегда радуется встречам со своими гостями, как маленькими, так и большими, и всем желаем блага.
Адрес для писем: 652038 Россия, Кемеровская область, Яшкинский район, деревня Писаная, музей-заповедник «Томская Писаница», Главному Деду Морозу Кузбасса.